НА ФОРУМАХ
214
2
182
2
203
1

Защищаться теперь можно?

Защищаться теперь можно?

Кто защитит женщину, столкнувшуюся с домашним насилием? Государство? В прошлом году законодатель, напротив, декриминализовал побои, сделав жертв еще более уязвимыми. Пусть женщина спасает себя сама? Силы зачастую неравны, а стоит взять в руки средство самообороны, как из жертвы можно быстро превратиться в обвиняемую. Подобных случаев известно немало. И вот - внушающий надежду прецедент. Как сообщает Медиазона, Мосгорсуд оправдал и освободил 36-летнюю Яну Гурчеву, осужденную за убийство гражданского мужа, пытавшегося задушить ее на глазах у детей. Это важный шаг для законопроизводства: раньше в подобных ситуациях российские суды никогда не занимали сторону женщин.

Трагедия произошла летом. Пьяному москвичу Василию Юрчику не понравилось, что спутница жизни не приготовила ему обед. Разгорелась ссора; Юрчик схватил Гурчеву за горло и начал душить. Женщина вывернулась и ударила его кухонным ножом - всего один раз… Рана оказалась смертельной; через неделю Яне предъявили обвинение в соответствии с 1 частью 105 статьи УК. Убийство.

Защитник Александр Фомин подключился к делу Гурчевой на стадии предъявления обвинения. Юрист сразу отметил, что следственные действия проводились с нарушением уголовно-процессуального кодекса, а записи в протоколах не во всем соответствуют реальной ситуации. Детей, отправленных в инфекционную больницу, спустя неделю, при помощи органов опеки удалось вернуть бабушке.

Во время процесса и сама Яна, и свидетели рассказывали, что Юрчик – безработный алкоголик, никогда не следивший за дочками – регулярно избивал подругу. Обращения в полицию результата не давали. Четырехлетняя Даша, ставшая свидетелем трагедии, рассказала сперва соседям, а потом следствию, что папа первым набросился на маму. «Людям в форме» всё это показалось неубедительным, и суд постановил: убийство являлось умышленным, осознанным и продиктованным «внезапно возникшими личными неприязненными отношениями». Ведь оружия у Юрчика не было, а сама Гурчева не находилась в состоянии аффекта. Да еще до начала трагических событий успела выпить две бутылки пива. Прокурор запросил для обвиняемой 7,5 лет колонии общего режима. Кузьминский районный суд, учтя положительные характеристики Яны, приговорил ее к шести годам – это минимальный срок, назначаемый при подобных обстоятельствах.  

Спустя три месяца судебная коллегия Мосгорсуда отменила приговор «за отсутствием в деянии подсудимой состава преступления» и освободила женщину. Апелляционная инстанция постановила: Гурчева защищалась (часть 1 статьи 37 УК - необходимая самооборона), а значит, речи об умышленном убийстве быть не может. Ее собственная жизнь находилась в опасности, а в комнате присутствовали маленькие дети, значит, у Яны были все основания защищаться от насилия «любым доступным способом».

Мари Давтян, юрист Консорциума женских неправительственных объединений отмечает,  что это первый на ее памяти отмененный приговор женщине, убившей напавшего на нее партнера. Адвокат рассказывает, что обычно следствие и суд настаивают: женщины знали, их мужья агрессивны и могут напасть? Значит, были готовы убить. И вообще, «сами, дуры, виноваты», что не ушли раньше и «провоцировали» пьяных агрессоров.

Заместитель председателя думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина с этим не согласна. Уходить из дома должен насильник, а не страдающая сторона. Вскоре в Государственную Думу будет внесен законопроект, запрещающий виновным в домашнем насилии приближаться к своим жертвам. Сейчас идет активная работа над ним.
С Пушкиной согласна сопредседатель стратегического совета Союза Женских Сил, председатель общественного консультативного совета политических партий при Мосгордуме Людмила Айвар. Она полагает, что охранный ордер способен защитить жертв семейных дебоширов.
Нет ничего хуже, чем жить в страхе, и эффективный механизм борьбы с домашним насилием просто необходим.

7 наивных вопросов об абьюзе и абьюзерах

Центры помощи женщинам, пострадавшим от семейного насилия

Насилие в семье: Чтобы бороться с семейным насилием требуется политическая воля!



Здоровый свет