НА ФОРУМАХ
44
2
110
1
232
2

Клубы : КиноКлуб

Яблоневый сад

Прежде, чем перейти к заказанному обзору новинок, за просмотром которых можно провести выходные, расскажу еще об одном  фильме для рубрики #cеребряныйвозраст. Хорошем и не очень известном.
Тема важная, не хочется так быстро ее отпускать. Да и как, уделив внимание зарубежным киномужчинам в годах, не упомянуть и нашего, российского. Тем более, что здесь его играет титанический Олег Борисов, который своей невероятной харизмой даст фору холеным заграничным пенсионерам (хотя и те очень хороши. Но это же Борисов!).
Малобюджетный фильм-притча под названием "Садовник" снят в 1987-м режиссером Виктором Бутурлиным.

d0e2e2a9f6b9b6ea8cb865b64b3b123f.jpg
Афиша и кадр со съемок.

Дядя Леша – усталый помятый мужичок в кепке блином и затертом пиджаке. Еще не совсем старый, но уже не молодой. Он бирюком живет в колхозном яблоневом саду, изредка делая вылазки в город, к нелюбимым родственникам. Дядя Леша – потомственный селекционер. За этими самыми корявенькими деревьями, которые скорее угадываются, чем видны в осеннем тумане, ухаживал и его отец, и его дед. Вьется дым для окуривания от тли, напоминая о чеховском «Черном монахе». Единственный отрезок жизни, который дядя Леша прожил за пределами сада, - это когда его призвали на фронт.
С деревьями герою проще находить общий язык, чем с людьми. С последними у него – постоянные «терки». Он вызывает пристальный интерес районной прокуратуры, бесплатно рассылая всем желающим ценные черенки и прививки, которые по факту – государственное имущество. И разбазаривать его нельзя. Он спорит с прогрессивным начальством, мечтающим вырубить яблони и построить на их месте современную птицеферму. Он не умеет (и, кажется, никогда особо не умел) общаться с собственными детьми, давным-давно выросшими и разъехавшимися по стране.

02cc5da150aa6023de8045b9d8286ebe.jpg


Дядя Леша всё отдал своим яблоням.  
Сестра покойницы-жены обвиняет его в лицо: «Вместо лекарств удобрения покупал». А ради чего? Ради сада? «Чё я через него хорошего-то видел? - горько сетует сам герой. – Может, у меня из-за него вся жизнь перевёрнутая…»
И никто не поймет, зачем они ему, кроме свояка дяди Коли. Его играет Лев, младший брат Олега, и в совместных сценах братья Борисовы выдают на экран невероятное количество какой-то ни на что не похожей «братской химии», когда и слова-то не особо нужны, все всё понимают по одному-двум движениям брови. А еще – кроме странного немого мальчишки, будто забредшего в этот фильм откуда-то с территории Феллини.
Возможно, ключ к разгадке «ради чего всё» надо искать в невыносимо-ярких, контрастных тому-что-сейчас, солнечных флешбеках из юности. Юность всегда невыносимо солнечна, независимо от того, в какой стране вы живете, и какая у вас фамилия. Искать там, в воспоминаниях, где все молодые-красивые, все живы-здоровы, где веселый смех, любовь, гармонь, портрет Сталина на воротах и яблок столько, что непонятно, что с ними делать. И странно даже помыслить о какой-нибудь войне или перестройке...
А быть может, искать стоит у уже упоминавшегося Антона Палыча. Помните: «Вся Россия – наш сад», и нужно растить его всем вместе, а не рубить под дачи или птицеферму.

587008e8a669ccee5729d185a88ec34b.jpg

Прямого ответа братья Борисовы, режиссер Бутурлин (который позднее придумает главную отечественную полицейскую ТВ-сагу «Улицы разбитых фонарей») и сценарист Залотуха (в будущем соавтор таких мощных картин как «72 метра», «Мусульманин» и др.) не дают.
Вместе с первыми снежинками ответ улетает куда-то вглубь сада, растворяется в эхе, в отголосках переливов гармони и в забытой хоровой песне «На горе колхоз, под горой совхоз…». Теряется в дождливой хмари советского магического реализма 1980-х.
Скорее всего, дело в плёнке, но почему-то, независимо от жанра, фильмы этого периода странно похожи. Несколько лет подряд все они снимались в сепии и были полны непрерывных туманов, дождей и полусумрака.
Остается интерпретировать притчу самим.
Можно сделать это вот так: жили люди, любили-радовались, растили свой сад, мечтали. Но ничто не вечно, ничто не навсегда, все умирает: закончился век. Сменившаяся эпоха упразднила все эти мечты из соображений экономической целесообразности.
А можно так: вот в том году было яблок поменьше - из-за заморозков, а в этом году можно хороший урожай ждать. Потому что, на самом деле, конечно, ничего никогда не кончается. Только засыпает на зиму, чтоб потом распуститься по весне. Потому что на самом деле, конечно, ничего никогда не умирает. И всё навсегда и вечно.
И выбор – только за вами. Что выбираете вы?


#серебряныйвозраст:
По дороге из позолоченной пустоты
Сентиментальное путешествие на газонокосилке
Мэрил Стрип российского кино

10 лучших фильмов про защитников Отечества
Милдред Хейз против всех
Материнская плата
Здоровый свет