НА ФОРУМАХ
26
82
1
102
1

Клубы : КиноКлуб

Материнская плата

или Материнская плата

1012ccda992cca8e184f930c2a4ab3b4.jpg

Декабрь – самое время для того, чтобы вспомнить самые заметные киноленты уходящего года. Всех ярких фильмов на свете не отследишь, но если не жадничать и делиться рекомендациями, будет, что посмотреть на предстоящих каникулах.
Начну, что ли, и оглашу свой личный топ. В первой номинации «Самый неоднозначный фильм-2017» среди меня побеждает «мама!» Даррена Аронофски. Да-да, вот именно так – с восклицательным знаком и с маленькой буквы.
До премьеры сюжет и даже жанр фильма держался в строгой тайне. Герои даже не получили имен: в титрах они подписаны: «он», «мать» «мужчина», «женщина», «первый сын», «второй сын»… После выхода «мамы!» на экраны яснее не стало. Сумбурные отзывы в духе: «Ой, как страшно!» обещали ужастик, тем более, что такое же название - "Мама" - носит довольно жуткий фильм 2013 года.  
И поначалу и, впрямь, считаешь, что смотришь хоррор. В красивом доме посреди прекрасного сада живет милая семейная пара - знаменитый поэт (Хавьер Бардем) и его юная жена-домохозяйка (Дженнифер Лоуренс). Он пытается писать, она хлопочет по хозяйству, а дом.. с домом что-то происходит. Дом живой, дом дышит и состоит из плоти. Зритель напрягается, честно готовясь пугаться. Не зря же провокатор-Аронофски в мимишный день матери представил публике постер фильма, на котором героиня Лоурен протягивает публике вырванное из груди сердце. Точно ужастик!..

a38c4cf09fc09a3045491e78683ed5bb.jpg

Время идет, бу-эффектов не случается, и начинает казаться, что «мама!» - психологический триллер, история абьюза. Эти двое на экране вроде бы счастливы в своем богатом особняке, который молодая жена собственными руками воссоздала из пепла. Вроде бы, они обожают друг друга. Но «влюбленный» муж игнорирует желания жены, мечтающей о тишине и уюте. Он впускает в дом незнакомцев (Эд Харрис, Мишель Пфайффер), ведущих себя нагло и бесцеремонно. Когда героиня Лоуренс пытается выставить их из дома: «Мы просим вас уйти!», героиня Пфайфер говорит с насмешкой: «Вы или ты?», намекая, что собеседница - пустое место. А поэт… Ему всё это нравится.  

ebd25361b81c82555cc9df780863c4b7.jpg

С каждым часом женщине всё неуютнее в доме, созданном ее руками. Градус безумия нарастает, пока в какой-то момент ты не выдыхаешь: тю, да это же артхауз! Абсурд. Сюрреализм. Сон. Пьеса Ионеску. Когда надоедливая парочка упоминает, что у нее есть дети (прекрасный Донал Глисон, Брин Глисон), ты не сомневаешься, что они тоже приедут – так и оказывается. В дом прибывают всё новые и новые люди, ведут себя всё более странно, а события происходят слишком быстро, по схеме «сделай мне монтаж». Случившееся по непонятной причине убийство робко намекает, что, может, это детектив?..

d80af034d4eac3a61db74ddbc3dd0118.jpg

А когда начинается полный трешак, и ты уже вообще ничего не понимаешь и думаешь, кто сошел с ума – ты или Аронофски, оказывается, что перед нами – притча. Библейская поэма. Ухмылка в сторону Нового завета. Хоррор, но экзистенциальный. Остается расслабиться, выдохнуть (не важно, что на экране в это время творится ад) и степенно искать отсылки и разгадывать загадки. К примеру, кто же таков наш главный герой – бог? дьявол? Адам? Сам он на вопрос «Кто ты?», заданный женой, отвечает c пафосом: «Я – это я. Так же, как ты - это ты».
Всё, вывертов жанра больше не будет, и догадаться, чем история закончится, уже не очень сложно.

5085e92046f52e993fcddf3064a5546b.jpg

В принципе, я противница спойлеров, но в случае «мамы!» мне кажется, лучше всё же представлять, что садишься смотреть. Фильмы модели «кот в мешке» любят не все. Не случайно «маму!» освистали в Венеции, а критики удостоили звания «Худший фильм века». Другие критики, впрочем, объявили, что он - «нечто гениальное» и «лучшее за последние 10 лет». Нет, они не подрались, а кино вошло в полусотню фильмов, принятых зрителями наиболее неоднозначно. Он покрыт метафорами, как Зомби-бой татуировками, которые одни сочли пошлыми и примитивными, вторые от них просветлились и испытали катарсис… А третьи вообще не поняли, что за историю безумной бабы, запертой в доме, им показали.
Но на вопрос «Про что этот фильм?» ответить определенно сложно. Ахаха, да он вообще про всё. Про место женщины в современном мире, про творца и музу, про общество потребления, про «берегите Землю, мать вашу!»… Куча смысловых пластов, и все слоями, как в салате. Покажется вам фильм глубокофилософским или псевдофилософским, предсказать сложно. Аронофски в одном из интервью сказал, что своим творчеством «бросает гранату в поп-культуру». Неплохое побуждение, и не важно, что граната эта больше похожа ммм, скажем, на ананас.


Еще про кино (или околокино):
Ирония судьбы - римейк
Любимые новогодние
Ты начальник – я дурак, я начальник – ты дурак
Служебный облом
Восемь, восемь (ну, давай у листьев спросим, где он май, вечный май)
Кейт и Лео: короли френдзоны?
Здоровый свет