1. «Я – русский солдат» (1995, режиссер Андрей Малюков) – редкая птица на пост-советском пространстве, обошедшаяся без регулирования отечественной истории на потребу Обществу Потребления. Довольно точная и удачная экранизация канонического романа Бориса Васильева «В списках не значился» и бенефис талантливого артиста Дмитрия Медведева, история про 19-летнего выпускника военного училища, который до последнего в одиночку удерживает Брестскую крепость, потому что не было такого приказа: отступать.
"Кавказский пленник"
2. «Кавказский пленник» (1996, Сергей Бодров) - нарочито мультикультурная и политкорректная драма (с номинацией на «Оскар») по мотивам повести Льва Толстого. Про дружбу лопуха-салаги (Бодров-младший) и бывалого прапора (Меньшиков), которых злая военная судьба в качестве пленных закинула в один и тот же зиндан.
3. «Чистилище» (1997, Александр Невзоров) – вдумчивая и дотошная, как и все репортажи Невзорова-журналиста, мокьюментари-драма, снятая на дрожащую камеру экскурсия в самый центр ада первой чеченской войны. Туда, где нет места жалости и сомнениям, и где всенародно любимый (и очень молодой) Нагиев играет кого-то вроде Люцифера, а народный артист Виктор Степанов создает выпуклый образ русского офицера, стоящего на пути международного терроризма, даже когда закончились все патроны и вера.
"Блокпост"
4. «Блокпост» (1998, Александр Рогожкин) – создатель всенародно любимых фильмов про особенности национальной охоты и рыбалки представляет свою версию кавказского кризиса. Камерную драму в духе «Взвода» Оливера Стоуна про срочников на дальнем блокпосту, которые, вопреки всякому давлению обстоятельств, не теряют человеческого лица и остаются, прежде всего, настоящими людьми.
5. «В августе 44-го…» (2000, Михаил Пташук)- экранизация культового романа Владимира Богомолова «Момент истины» про будни контрразведки СМЕРШ. Для отечественного зрителя – возможность насладиться игрой Миронова, Галкина и «ну, этого, кудрявого парня». Для западного зрителя – возможность приобщиться к тому, с чего начинал будущая звезда «Игры престолов», отмороженный вождь Одичалых Yuri Kolokolnikov.
"Звезда"
6. «Звезда» (2002, Николай Лебедев) – вторая - и такая же удачная как первая (1949) - экранизация одноименной повести Эммануила Казакевича, история про матерых диверсантов РККА, заброшенных в тыл противнику. Режиссер, как принято в современном кино, сгущает краски. В реальности «группа Травкина» успешно вышла из окружения.
7. «9 рота» (2005, Федор Бондарчук) – история про красноярских новобранцев, призванных в ВДВ и в какой-то момент полегших - все как один, у незнакомого афганского кишлака, на безымянной высоте. То ли бессовестная попытка Бондарчука-младшего хоть как нагнать славу величайшего кинобаталиста в истории (родного отца), то ли запоздалая попытка отрефлексировать наш афганский синдром теми средствами, которые приняты для таких случаев на Западе (у них там это связано с Вьетнамом). То ли бестолковый исторический блокбастер (на самом деле – анти-исторический, как и вышедший позже «Сталинград»), то ли наш ответ всем этим рэмбам и джейсонам борнам? Но завернуто от души. На премьерных показах, по выходе из кинозала, сигарету просили даже люди, которые раньше никогда не курили.
"9 рота"
8. «Александра» (2007, Александр Сокуров) – как всегда у Сокурова, совершенно несмотрибельный, мучительный для просмотра фильм, не то что бы кино, а скорее, живой оголенный нерв эпохи и экзистенциальный опыт. История про сильную и мудрую женщину, которая едет на Кавказ, навестить внука-офицера, но в широком смысле это, конечно, рассказ о том как Родина-Мать скульптора Вучетича обходит дозором владенья свои.
9. «Брестская крепость» (2010, Александр Котт) – этапное, как для белорусского, так и для отечественного кинопроизводства кино. Чуть ли не первая авторская (не имеющая под собой литературного источника) попытка со времен восьмидесятых посмотреть на Великую Отечественную не через призму «кровавого НКВД» и «расстрельных заградотрядов», а представить всё, как оно более-менее и было, наверное. Вот жили люди, служили в Крепости. Потом началась война, они дрались за эту Крепость. Защищали до последнего патрона.
"28 панфиловцев"
10. «28 панфиловцев» (2016, Ким Дружинин, Андрей Шальопа) – фильм, снятый будто бы исключительно на деньги подписчиков в интернете, по методу краудфандинга, кино, на которое скидывались всем «миром». Про что? Про эпизод обороны Москвы, на который каждый диванный эксперт найдет сто пятьсот доводов, что «все было иначе». На самом деле – главный отечественный фильм десятилетия про военных людей и про военную психологию. Про то, что когда нас окружили со всех сторон, их больше, у них техника и артиллерия, а у нас только бутылки с зажигательной смесью – не стоит паниковать и отчаиваться. Нужно просто делать обычную военную работу: идти и жечь эти вражеские танки, пока не останется ни одного целого.
С 23 февраля, дорогие защитники и защитницы!
Одна на всех, мы за ценой не постоим
Яблоневый сад
Но мы-то живы!