НА ФОРУМАХ
25
82
1
102
1

Клубы : КиноКлуб

По дороге из позолоченной пустоты

Под моим отзывом на "Простую историю" заметили, что героями фильмов редко становятся люди на закате жизни.
Это правда, не так много режиссеров решаются замахнуться на истории про тех, у кого опыта больше, чем у них самих. И всё же такие ленты есть - и немало. Им будет посвящена наша новая рубрика #серебряныйвозраст. Давайте не будем делать вид, что жизнь заканчивается в 20, 30 или "преклонные" 40 (а именно так можно подумать, глядя на новинки кинематографа: герои блокбастеров обычно молоды и полны сил). Период от зрелости до угасания включает немало лет, и только от нас зависит, позволим ли мы им быть прекрасными и удивительными.
Вот еще один мой любимый фильм про тех, "кому за..." - «Великая красота» Паоло Соррентино.

2d5f9c37bc60b05dd9b9dbfc0c9669ca.jpg
Где лучшие тусовки? У нас в клубе.

Это эпическое полотно, собравшее кучу призов - от «Оскара» до Каннской пальмовой ветви, Соррентино представил публике, будучи молодым еще человеком - в 43 года. При этом размах авторской кисти, широта проблематики и взятая интонация тут такие, что захватывает дыхание. Невозможно не начать приглядываться к режиссеру внимательней – и когда успел? где, откуда такого набрался?
Закономерно оглядываемся назад, а там, задевая коленками облака, выстроилась шеренга титанов, могущественных полубогов, вестников экспрессионизма: Феллини, Антониони, Висконти, Пазолини. Соррентино - не просто талантливый парень, но и тонко чувствующий художник, и сам отдает себе в этом отчет. Сложно всерьез снимать кино в Италии без оглядки на впечатляющий бэкграунд. Поэтому его «Красота» неотделима от творчества классиков. Это, по сути, полемический ремейк «Сладкой жизни» Феллини, всё тот же вызов позолоченной пустоте и ярмарке тщеславия, с которыми не под силу совладать даже времени.

d25011df04b2e35f2fdc17e4846e1ca2.jpg
С милой рай и в фонтане. "Сладкая жизнь" Феллини.


Феллиниевский герой-писатель, бунтарь и повеса, ворвался в Рим еще в 1960-м (в тот раз – в облике Марчелло Мастрояни), чтоб перевернуть город с ног на голову. А вместо этого намертво влип в столичный гламур, в тусовочный ритм, увяз в этой «дольче вита», как муха в меду.
Прошли годы. В "Великой красоте" на дворе стоят нулевые, герою - уже 65. Он всё тот же обаятельный бунтарь и милый повеса (прекрасный Тони Сервилло получил за эту роль премию Европейской киноакадемии), светский лев, и ничего, конечно же, с ног на голову не перевернул. И, кроме дебютного романа, так ничем и не прославился, погрязнув в журналистской поденщине. Каждый его день похож на предыдущий: джин-тоник, вечеринки, интрижки, богема, античные виллы, золотая молодежь, толстосумы, ренессансные дворцы, псевдо-интеллектуалы. И точь-в-точь так же великолепно, как в шестидесятые, а нем сидит пиджак. Ну, еще бы, мы же в Италии, тут все пиджаки сидят отлично!..
Столько лет прошло, а тут ничего не поменялось. Жизнь (такая красивая! Такая «сладкая»!) более-менее прожита.
Тут-то и приходит она - Ностальгия. А рука об руку с ней - подружки Меланхолия и Апатия. И уж где-где, а в Риме эти неизбежные спутницы творческих натур приобретают поистине мифическое  могущество: все-таки Вечный Город.

11001ff134b5ef45a936098621c5f11b.jpg

Не теряя скучающе-иронически-равнодушного выражения лица, пожилой бонвиван после бессонной ночи умывается в фонтане у Базилики Святой Сабины, посещает скучный арт-перформанс у акведука близ Аппиевой дороги, среди ночи наведывается в галерею Спада, наблюдает за фокусом с исчезновением жирафа в термах Каракаллы и совершенно случайно сталкивается на улице с актрисой Фанни Ардан.
Жизнь, и впрямь, прожита. Но прожита красиво? Очень.
И у Соррентино, и у Феллини Рим - это не просто столица Италии, это космос, вещь-в-себе. Грубо говоря, он и есть вот эта великая красота, а дольче вита - само пространство города. Герои фильма - еще живые и уже нет - стали его частью, частью истории Рима - великой и безобразной. Они - его душа, а значит, сколько бы еще лет не было им отпущено, впереди у них - Вечность.


dc1fe5d8de4ed43cb770834068b61fd7.jpg

Каждый второй кадр "Великой красоты" - как открытка.
И смотреть его, конечно, нужно на большом экране. Или, поскольку в прокате фильма уже не найти, хотя бы на большом мониторе.  


Сентиментальное путешествие на газонокосилке
Но мы-то живы!
Милдред Хейз против всех
Здоровый свет