НА ФОРУМАХ
40
134
1
290
2

Соловецкий лагерь особого назначения

e4fcf896f8fd1eb9a10a457f9afc7880.jpg

В эти дни исполняется 95 лет основанию Соловецкого лагеря особого назначения, сокращенно СЛОН. Его называют прототипом всего ГУЛАГа.
Ссылали сюда всяких неугодных еще с 16 века, потому что уж слишком хорошее для их изоляции было здесь место. Летом до берега вплавь не добраться из-за холодной воды, зимой - тонкий лед не выдерживает человеческого тела. В любом случае нужна лодка. Но и берег на материке на многие сотни километров безлюден и трудно-проходим.
До начала двадцатого века сюда сослали чуть больше трехсот человек, но большевики решили дело расширить и построить здесь лагерь на восемь тысяч ссыльных. СЛОН должен был стать вообще визитной карточкой всей уголовно-исправительной системы и здесь ставился эксперимент по перековки вредных элементов. Такое впечатление, что создатели лагеря вообще не представляли к чему все это приведет, система должна была сама эволюционировать.
Концепция состояла в следующем: "Тюрьмы скоро будут не нужны. Ударный труд и политическая агитация помогут вернуть в общество всех неблагонадежных и сделают их полезными для него".    
Участвовать в этом эксперименте поначалу отправили пеструю партию ссыльных, куда входили контрреволюционеры, заблудшие большевики и разжалованные сотрудники органов, уголовники, священники, белые офицеры, политические противники и прежние союзники, вроде кадетов и эсеров.

01cf3be5e9257e1e911ac58560f781f6.jpg

Охранники ОГПУ, которым приказали охранять ссыльных, тоже могли расценивать это свое назначение, как наказание. Вот они, мучаясь от безделья, и начали придумывать всякие способы, как им развлечься с помощью лагерников. Описываются такие странные наказания, как подсчет чаек и громкое распевание Интернационала. Еще ссыльных заставляли перетаскивать с места на место бревна и камни. В общем, труд бестолковый и вряд ли он кого-то мог перековать.
Вместе с тем, здесь был театр, издавался журнал вольного содержания, где печатали свои мемуары белые офицеры, в основном они вспоминали 1-ю мировую и гражданскую. Но тогда и на Большой земле печатали нечто схожее.
Первый начальник СЛОНа Александр Ногтёв, как пишут, обладал непредсказуемым нравом, порой выставлял в окно свой карабин и начинал стрелять по прохожим. Стрелком он был хорошим и не промахивался даже будучи в подпитии. Потом ему самому  впаяли 15 лет лагерей, а вот занявшего его место в 24-м Фёдора Эйхманса и вовсе в 38-м расстреляли. Но к тому времени система ГАЛАГа уже работала на полную мощность.
Именно в 24-м здесь появился Нафталий Френкель, которого представляют контрабандистом и авантюристом из Одессы, а после - создателем системы ГУЛАГ. Его приговорили к вышке, но потом заменили смертную казнь на 10 лет лагерей (в Соловках это был самый большой срок, в основном ссылали сюда на срок от 3-х до 5-ти лет, считалось, что этого достаточно, чтобы  перековаться).  

fb431262af127e78df8256812c02887e.jpg

Френкель быстро проявил свои организаторские способности. Сперва сумел силами вверенного ему коллектива возвести баню всего за сутки, потом устроил на Соловках разные фабрики и производства, вроде кожевенного или обувного. Ссыльные стали валить лес, который шёл на экспорт и приносил валюту. Если раньше охранники не знали, чем занять ссыльных, то теперь все трудились в поте лица чуть ли не круглые сутки и в центр шли запросы с просьбами прислать пополнение.
В мемуарах тех, кто прошел через Соловки, например Бориса Ширяева, сообщается, что норму на лесоповале могли выполнить лишь молодые и сильные мужчины, остальных оставляли на сверхурочные, которые могли продолжаться до начала следующей смены. Не выдерживая такой перековки ссыльные  рубили себе пальцы, но их отправляли подлечиться, а потом обратно гнали на лесозаготовки с напутствием: "не можешь без пальцев рубить, будешь - пилить". Так что инвалидность от лесозаготовок не спасала.
Всё тот же Борис Ширяев пишет, что за зиму умирало до четверти всего населения лагеря, а еще четверть становилась инвалидами, в голодные годы, то есть в начале 30-х эта цифра становилась больше, но весной всегда приезжало пополнение и к новой зиме население лагеря увеличивалось. Пик роста здесь случился в 29-м, когда всего за год население лагеря увеличилось втрое и достигло 65 тысяч. Так сказались, идущие в стране процессы коллективизации, а среди ссыльных стали преобладать раскулаченные. На Соловках им места уже не хватало, СЛОН шагнул на материк. Именно отсюда и случился единственный удавшийся побег.
Пятеро ссыльных 36 дней пробирались сквозь лесные дебри к финской границе. Среди них были два тертых калача - оба офицеры сперва царской, а потом белой армии: Юрий Безсонов и Созерко Мальсагов.

c5852327958fbd7eb1820137a27ab53f.jpg

Оба, оказавшись на чужбине, выпустили книги о лагере, о том, что там люди мрут как мухи, что над ссыльными издеваются и что они превратились практически в бесправных рабов. Так о СЛОНе узнал мир. Визитная карточка уголовно-исправительной системы была сильно подпорчена, имиджу молодой страны Советов нанесен ощутимый удар,  а разные общественные организации засыпали руководство СССР вопросами о том, как здесь содержатся заключенные.

ccddfe09265a1eca61a381b8a2423904.jpg
В 1928-м исправлять ситуацию ОГПУ отправила съемочную группу, которая сняла агитационный фильм "Соловки". В нем рассказывалось о том, как счастливо живут и работают здесь люди, а кто работает хорошо - того выпускают досрочно. На следующий год на Соловки приехал сам Максим Горький. Он быстро понял, что ему здесь устраивают театр. Будущий академик Дмитрий Лихачев, попавший в лагерь еще студентом, вспоминал, что к Максиму Горькому подошел мальчик лет четырнадцати и рассказал, что в СЛОНе происходит на самом деле. Горький заплакал, но вернувшись на Большую землю, написал, что "такие лагеря необходимы, именно за счет них государство быстро добьется своей цели и уничтожит тюрьмы".

Кстати, организатор всего этого процесса Нафталий Френкель сделал в органах головокружительную карьеру, стал генералом и трижды орденоносцем.
СЛОН просуществовал 10 лет, потом его реорганизовали, оставив здесь только тюрьму, сокращенно СТОН. Но эксперимент удался! Ссыльные и репрессированные рубили лес, осваивали полезные ископаемые и строили новые заводы в таких местах, где жить было невозможно.  Никто и не думал их теперь перековывать. Напротив, людей старались упрятать в лагерь навсегда....


Буревестник революции
Нет тоски по СССР
Невыученные уроки великой русской революции

Здоровый свет