НА ФОРУМАХ
50
2
647
3
224
2

Клубы : КиноКлуб

Но мы-то живы!

Продолжаем подводить киноитоги года.
Победителем в номинациях "Черная комедия" и "Грустная комедия", безусловно, становится отечественное "Всё впереди". Фильм о тревогах и страхах поколения 30-летних, духовный наследник таких хитов, как "Горько» и «Самый лучший день», снятых самым неоднозначным  современным комедиографом Жорой Крыжовниковым. Еще бы не наследник: именно Крыжовников написал для "Всё впереди" сценарий.
Из "Горько!" же во "Всё впереди" перекочевали многие герои: Егор Корешков (жених из "Горько!"), Юлия Александрова (невеста), Александр Паль (прекрасный гопник).
Сюжет прост: группа бывших учащихся провинциального 11 «Б» едет на похороны тихони-одноклассника, а в итоге сталкивается с незакрытыми гештальтами и скелетами, запертыми в шкафах в, казалось бы, далеком пубертате.

c4a1b339000dbb135dc257b4fbe88b0c.jpg
Режиссер и актеры. Фото ТАСС

Будь Крыжовников и режиссером фильма, то еще до просмотра было бы понятно, что за кино мы сейчас увидим: отвязное, эксцентричное, ни на что не похожее. Ну, кроме реального хоум-видео, снятого на свадьбе или поминках в российской глубинке!.. Но парадом здесь командовал не он, а Карен Оганесян, режиссер, давно и успешно работающий с западными медийными архетипами, перенесенными на отечественную почву.
В его неоунаре «Домовой» киллер Машков учил писателя Хабенского, как писать про киллеров; в «Пяти невестах» Данила Козловский шутил с Лизой Боярской на гендерные темы в декорациях послевоенного СССР; мрачный сериал «Налет» про Машкова, стоящего во главе шайки преступников-полицейских, - и вовсе легальный и официальный клон французского "Налета", который в свою очередь клон «Налета» американского… Сплошной постмодернизм и, по Пелевину, "кукла куклы". И интрига, интрига!
Крыжовников + Оганесян = что получится-то, а?

d29d83d78c619fd9ec5982d1e2919ec5.jpg
Даже по одежде видно, как мало общего осталось у бывших школьных друзей,
которых судьба разметала по разным городам и странам.



Получился сборник новелл. Остроумных и напряженных короткометражек, который зачем-то порезали на части и перемешали, склеив в один фильм, отчего возник эффект кортасаровского «рваного нарратива». Но, если держать в голове, что это отдельные истории, не искать между ними тесных связей и не ждать от фильма какого-то общего финала, восприятию это пойдет только на пользу.
Потому что их не будет: ни связей, ни финала. Короткометражки останутся отдельными короткометражками, что даже закономерно. Ведь герои "Всё впереди" - больше не школьный класс, не дружный коллектив, не единое целое. У каждого из них своя история, а до чужих, по большому счету, никому дела нет: со своей бы разобраться!..  
При этом друг друга они помнят детьми. Им кажется, что их одноклассники - всё те же. Не могли же они поменяться за жалкие 17 лет!

916af610f80d7ee2c0cfeb71e756f720.jpg

Но жизнь переворачивает всё с ног на голову.
Несостоявшиеся школьные Ромео и Джульетта (Корешков и Медынич) обретают друг друга в гинекологическом кресле, после чего сразу начинают ссориться, как супруги, много лет прожившие вместе. Так что как-то даже не удивительно, что первая попытка секса у них случится на кладбище: уж если не всё, как у людей, то по полной!.. Бывший главный хулиган-гопник и его постоянная жертва (Денис Шведов и Артур Смольянинов) меняются местами. Одинокая и сердобольная барышня, как принято говорить в блогах, «светлый человечек» (Александрова из «Горько», манерой игры удивительно похожая тут - и, видимо нарочно, - на Инну Чурикову) так мечтает о ребенке, что готова взять в отцы кого угодно - хоть бывшего одноклассника, хоть мужа лучшей подруги (Максим Виторган, в реальности - муж кандидата в президенты Ксении Собчак). Неразделенная любовь старосты-ботаника к школьной принцессе, уехавшей на заработки в Европу (чудесные Паль и Светлана Ходченкова) и вовсе оборачивается каким-то триллером. Так и не повзрослевший «вечный мальчик» (Павел Прилучный) спешит пустить всем пыль в глаза, а наоравшись и нашалившись, взбирается на стол, чтоб бросить приговор поколению: «Все какие-то старые… толстые... облезшие, полинявшие». Поношенные калоши!
Им больше не 17, им 34. "Просто дети стали старше. Просто, просто все мы подросли", как пели "Иванушки".
Они ничего не добились, всё испортили, их мечты не сбылись, а годы утекли сквозь пальцы. У них всё впереди.
Ведь, в отличии от тихони-одноклассника, они-то еще живы. А значит, есть время всё исправить.

a4497ab1da222ac0bdcdd8101701ce19.jpg

На заднем плане блистает гуру эпизода Сергей Бурунов («Большая разница»), в роли раздобревшего и полысевшего, но не утратившего былых ухваток физрука.
Тут, как и в «Горько!» - все как-то по-нашему и через край: на эмоциях и повышенных голосах, с рукоприкладством и алкоголем, и трагедия неотделима от фарса, да под любимые песни девяностых – от глызинского «Ты не ангел» до иванушкиных «Туч». Но всё же - чуть менее дико, чуть более благопристойно, чем в "Горько". Оганесян + Крыжовников же, а не чистый Крыжовников.
И, вроде, есть к чему придраться в плане структуры, раскрытия характеров, законченности историй (Шведова со Смольяниновым вообще потеряют на полпути!) – но рука как-то не поднимается. Ну, про нас же снято!
Даже если нам не 30.


Отечественные фильмы:
Одна на всех, мы за ценой не постоим

Фильмы про возраст:
Яблоневый сад
По дороге из позолоченной пустоты
Сентиментальное путешествие на газонокосилке
Ты начальник – я дурак, я начальник – ты дурак
Здоровый свет