НА ФОРУМАХ
24
1
233
2
182
2

Алиса Никитина: Из школы – в высшую лигу

Алиса Никитина: Из школы – в высшую лигу

Сентябрь – самое время, чтобы вспомнить про школу! И не обязательно – общеобразовательную: учебные заведения бывают самые разные. И учатся в них не только дети. Школа экспорта РЭЦ - дочерняя организация Российского экспортного центра. Ее задача – помочь российским предприятиям, заинтересованным в экспорте своих товаров и услуг, в короткий срок превратиться из «первоклашек» в выпускников.

О том, как это можно сделать, мы поговорили с Алисой Никитиной, генеральным директором АНО ДПО «Школа экспорта АО «Российский экспортный центр».  

 

- Кто приходит в вашу Школу кроме представителей предприятий, нацеленных на экспорт?

- Участие во внешнеэкономической деятельности принимают не только они, поэтому Школа может - и будет! - работать по трем направлениям. Обучение предпринимателей - первый приоритет, госслужащие – второй. Третья программа - обучение студентов в качестве кадрового резерва как для предприятий, так и госорганизаций. Таким образом, мы берем на себя задачу формирования общенациональной подготовки кадров на различных уровнях. Более того, каждый день взаимодействуя с предприятиями, мы понимаем, с какими именно сложностями и проблемами они сталкиваются. Знания аккумулируются здесь, в РЭЦ, и мы не видим причин, почему бы мы не могли ими делиться. У Школы экспорта РЭЦ есть образовательная лицензия, и она целиком и полностью соответствует своему названию: мы обучаем экспорту в формате дополнительного профессионального образования. Это не институт, не университет, не академия. Это - бизнес-школа. 



- Чем вы концептуально отличаетесь от других бизнес-школ? 

- Если говорить о наших механизмах реализации, то мы движемся по формату «франшизы». Основная команда находится в Москве, а остальная деятельность реализуется в регионах через партнерскую сеть, программы которой готовятся на нашей площадке, используя наши методики и стандарты. Такой механизм реализации образовательной программы позволил нам за 1,5 года охватить 41 регион. Безусловно, это огромная ответственность, но у нас есть прекрасный инструмент – образовательный портал exportedu.ru, позволяющий нам контролировать деятельность партнеров и получать обратную связь.

С точки зрения уникальности предложения мы учим экспорту в «очень прикладном» смысле слова. Даем знания программно, системно и практично (практические бизнес-кейсы). От курса к курсу мы подтверждаем свою репутацию, привлекаем к проработке курсов лучших экспертов-практиков, то есть обучаем «от бизнеса к бизнесу». Разработанная программа охватывает все циклы экспортного проекта. В этом плане мы уникальны, аналогов на рынке нет.


- Как к вам поступить?
- Очень просто! Учиться можно как дистанционно, по видеолекциям на нашем портале, так и в очном формате. В первом случае вы заходите на портал exportedu.ru, регистрируетесь и проходите обучение. Пока оно бесплатно, но в перспективе мы думаем о частичной коммерциализации. Во втором, - если вы находитесь в одном из 41 региона нашего присутствия, то обращаетесь к нашему оператору и оставляете заявку, либо регистрируетесь по приглашению. Вся информация есть на портале.

Очное обучение для слушателей тоже бесплатно и реализуется за счет средств РЭЦ, федерального и регионального бюджетов.

- Какие-то требования предъявляются к потенциальным слушателям? Должны ли они что-то заранее знать, уметь?..

- Базовые знания, безусловно, нужны. Подтвердить их необходимо документом о высшем или среднем специальном образовании. Требования предъявляются и к предприятию, которое обучающийся представляет: оно должно производить продукцию или оказывать услуги на внутреннем рынке. Мы считаем, что в этом случае у его сотрудников уже есть определенные знания и опыт, и с ним не надо с нуля прорабатывать экономику предприятия. У представителей стартапов, увы, будут определенные сложности с восприятием материала, поскольку мы не учим предпринимательской деятельности как таковой. Мы настраиваем лишь внешнеэкономическую составляющую.


- Люди выбирают отдельные курсы или целую программу?

- Программа у нас модульная, а обучение краткосрочное. Курс аудиторных занятий в среднем составляет один день. Так что можно пройти все курсы, либо только те, что нужны, причем, не обязательно последовательно.
Стоит задача на первый – мотивационный – курс «затянуть» руководителей. Именно там мы даем понимание того, что такое экспорт как таковой, рассказываем про его преимущества, специфику, то, какая может быть оказана господдержка. Именно эти вводные нужны руководителю, чтобы понять, вступать в игру или нет. Если становится интересно, он говорит: «Да, наверное, стоит подучиться» и идет на следующие курсы. Это как бы тизер, а в дальнейшем человек сам решит, что ему нужно и стоит ли подтягивать к обучению других сотрудников. И от региональных операторов программы как раз поступают отзывы – что половина пришедших остается в программе до конца. Это говорит о том, что она интересна.


- Вы упомянули обучение студентов. Есть пул вузов, с которыми вы работаете?

- Да. ВУЗ, с которым мы уже начали сотрудничество - РЭУ им. Плеханова – был выбран по ряду критериев. Это один из самых авторитетных, уважаемых, известных университетов, уровень образования в нем высок и, что крайне важно, есть разветвленная региональная сеть. Мы совместно разрабатываем программу для студентов магистратуры, а потом уже сам университет организовывает их обучение. Был выбран ряд регионов - сейчас их пять, - в которых есть филиалы РЭУ им. Плеханова, и в которых мы начали в пилотном режиме реализацию программы для экспортеров как раз на базе этих филиалов. Из них к нам приезжают преподаватели, которых мы обучаем, чтобы потом они передавали полученные навыки и знания в своих регионах.

Это то же самое очное обучение, только в данном случае оператором выступает ВУЗ. Скорее всего, в дальнейшем мы будем работать и с другими институтами.

 

- Вы как-то отслеживаете, что происходит с теми, кто уже прошел обучение?

- Да, это очень важно. Потому что, если говорить о глобальной цели, то она заключается в увеличении количества экспортеров.

Мы обязательно узнаем у региональных операторов, какой эффект дает наше обучение. Как люди смогли использовать знания, навыки, переданные им компетенции; было ли это полезно и в какой степени… Эффект в большинстве случаев бывает отложенным, поскольку практически невозможно прослушать курс и тут же сказать: «Так, отлично! Я уже вижу рынок, выбрал страну и компании, с которыми буду работать, продумал логистическую схему и то, как все оформить на таможне, как взять под это деньги, и, конечно, уже готов застраховать кредит». Все эти нюансы сперва нужно настроить. Но существуют готовые кейсы, и мы можем ими поделиться. Например, прекрасный кейс из Ханты-Мансийска: человек занимался производством полиграфической продукции и не нашел компании, которая бы сделала ему фольгиратор с головками нестандартной длины. Как так: спрос на продукцию есть, а произвести ее нельзя? Человек озаботился этим вопросом. И как раз в тот момент, когда он разработал фольгиратор, фактически уникальный в своем роде, и начал задумываться о реализации его за рубеж, мы начали проводить наши курсы в регионах, которые помогли ему найти новые рынки.

- Так просто?

- Понятно, что здесь есть элемент совпадения, но именно наша программа помогла компании выйти на новый уровень. Экспортная деятельность - это высшая лига. Если говорить спортивными терминами - лига чемпионов. Работать здесь сложнее по всем направлениям, какое ни возьми, будь то логистика, таможня, финансирование, маркетинг, деловые коммуникации.
Нельзя сказать, что наша программа простая – у нее много модулей, но она прозрачная. Каждый курс олицетворяет определенный этап экспортного проекта. Пришел – послушал – применил на практике.

Помимо функции просвещения мы занимаемся еще и мотивацией. Экспортная деятельность для компании, не являющейся экспортером, это выход из зоны комфорта, к которому не все всегда готовы. И наша задача – не рассказать, что это легко и делается по щелчку. А показать, что при системном подходе и грамотном структурировании экспортного проекта справиться с этим сложным направлением вполне возможно.

 

- Можете назвать конкретные цифры – какое количество слушателей достигло успеха по окончании Школы?

- От региона к региону цифры разные. По статистике в среднем экспортом активно занимается порядка 40% слушателей. Всего обучение прошли около 2,5 тысячи человек - это неплохой показатель, учитывая, что мы были созданы в апреле 2016 года. Мы активно развиваемся, закладываем в нашу программу новые темы. В настоящий момент к ней присоединился 41 регион, еще 5 добавятся в самое ближайшее время.

И в каждом - свои особенности. В любом учебном заведении есть свои «отличники» и «отстающие», и Школа экспорта РЭЦ не исключение. Хорошо идет обучение в Волгограде, неплохо - в Ханты-Мансийске. Несмотря на то, что этот регион «углеводородный», он заинтересован в развитии и несырьевого экспорта, которым занимается РЭЦ. Есть образцовая Челябинская область, с которой мы начали сотрудничать в 2016-м. Показательный пример: профессиональная организация, информационное освещение, высокий уровень поддержки со стороны региональной власти. Когда коллеги запустили отбор на прохождение программы из всех 8 курсов, возник конкурс. Из 100 с лишним желающих отобрали 80.


- Как вы решили, что курсы должны быть именно такими?

- Мы пристально следим за тенденциями в сфере образования. Согласно недавним исследованиям, наблюдается крен в сторону кротких форм. Фундаментальное образование - это хорошо, как база. Но бизнес-образование должно иметь «прицельный» формат: минимум времени, максимум эффективности, практикоориентированность. Это тот формат, который мы реализуем у себя. И он взят не с потолка, а основан на запросах предпринимателей.

Наши коллеги из регионального блока, участвовавшие в семинарах в большом количестве городов, отмечали среди ключевых проблем, озвученных предпринимателями, две главные: а) финансы, б) информация. Если в Москве есть масса вариантов, где поучиться – много вузов, различных курсов, то во многих регионах наблюдается проблема нехватки профильных знаний. Поэтому мы решили заполнить нишу.

- Какой курс учащиеся считают самым сложным?

- Правовой. Непростой курс - финансирование экспорта. По продолжительности он чуть больше, чем наши классические курсы, которые успевают прочитать за один день: финансовым инструментам учат два. Это и так непростая тема, а тут еще новая сфера, новые реалии, новая парадигма. Нагрузка серьезная, мы это прекрасно понимаем, но стараемся дать максимум практической работы. Фактически это формат мини-МБА. Соотношение теории и практики - примерно 60 к 40.


- Новые курсы появляются, или вы охватили экспорт уже со всех сторон?

- Изначально программа состояла из восьми курсов: введение в экспорт, маркетинг, деловые коммуникации, правовые аспекты, документационное обеспечение, финансовые инструменты, таможня и логистика. Уже в процессе работы с аудиторией мы выявили еще несколько направлений, интересных экспортерам. Например, новый курс, который был запущен в этом году – онлайн-торговля для экспортеров. Это то, что у всех на слуху, то, что актуально, имеет высокий спрос. Но работать с этим компаниям пока сложно в силу недостатка информации - четко структурированной, систематизированной, раскрывающей тематику от А до Я... Мы разработали такой курс, разместили видеолекции на сайте, и видим высокую популярность. Также было много вопросов, связанных с налоговыми аспектами, - этот курс был разработан фактически по итогам обратной связи. Он уже запущен в очном формате, мы обучили первую группу тренеров, и сейчас работаем над дистанционным форматом. В октябре должны запустить. Одиннадцатый курс, который подводит черту под нашей базовой программой, - это продукты группы РЭЦ. Вопросы о них, так или иначе, поднимаются в рамках различных куров, но здесь мы разбираем их уже системно, прицельно. Курс также запланирован к запуску в этом году.



- Школа ориентирована на новичков. А пригодится обучение в ней людям из компаний, уже занимающихся экспортом?

- Да, они возвращаются с обратной связью. И говорят: «Я давно работаю в сфере экспорта, но могу сказать, что мои знания имели характер несистемный, а сейчас всё разложены правильно по полочкам. Теперь я могу этот массив структурировать». Любой положительный эффект, которого мы добиваемся, для нас важен. И мы рассчитываем, что он перерастет в совершенное действие, и мы сможем сказать, что полноценно поддержали экспортера. Не просто прочитали курс, а передали знания и навыки, которыми компания воспользовалась.


Беседовала Наталья Федина
Фото - из архива Алисы Никитиной


Наше "Made in Russia"

Как помочь малому и среднему бизнесу?

Россия становится на "Шёлковый путь"




Здоровый свет