НА ФОРУМАХ
83
33
200
1

Ирина Базилева

Ирина Базилева

       Ирина Базилева: «ЕГЭ – это наша сегодняшняя реальность».

       Весна, а вместе с ней и учебный год, подходят к концу. И значит, вскоре начнется горячая пора экзаменов и поступлений в вузы. Насколько эффективен ЕГЭ? Готовы ли сегодняшние выпускники школ к учебе в вузах? Об этом мы поговорили с Сопредседателем Стратегического совета Союза женских сил Ириной Базилевой.

      Ирина Игоревна - руководитель программ обучения Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ. Трижды входила в рейтинг «ТОП-1000 российских менеджеров» в 2010-2012 годах. Автор исследований и публикаций в области коммуникаций и «обучения через всю жизнь».

- Ирина Игоревна, как Вы оцениваете уровень знаний ребят, поступивших в ВШЭ по результатам ЕГЭ? Меняется ли этот уровень с годами?

- В Высшую школу экономики, как и в другие ведущие российские университеты, поступают абитуриенты с высоким уровнем знаний. Не только потому, что в университете высокий проходной балл, но и потому что учиться здесь не просто, и те, кто приходят сюда, делают достаточно осознанный выбор. С другой стороны, уровень знаний сегодняшних абитуриентов качественно другой по сравнению с абитуриентами нулевых или 90-х годов. У сегодняшних абитуриентов, как правило, ниже общий кругозор, они мало читают, поэтому снижается уровень знания русского языка, они плохо знают историю. Конечно, это относится не ко всем, и сегодня есть начитанные абитуриенты. Но в целом можно сказать, что уровень гуманитарных знаний снижается. Это связано не только с установкой на подготовку к ЕГЭ, которая, по мнению многих, снижает интерес к другим предметам. Скорее, это связано с изменением приоритетов молодежи. Сегодняшние абитуриенты практичнее, ориентированы на быстро достижимые цели. Проблема снижения уровня гуманитарных знаний и общего кругозора молодых людей заключается в том, что такие знания становятся все более востребованы в любой сфере в связи с растущей важностью кросс-функциональных и кросс-культурных коммуникаций. Однако следует отметить, что уровень специальных знаний абитуриентов, возможно, даже выше, чем 10-20 лет назад. Для тех, кто сознательно выбирает специальность, сегодня больше возможностей еще в школе получить дополнительные специальные знания, в том числе дистанционно.

- Как вы думаете, почему в обществе сформировалось скорее негативное отношение к ЕГЭ?

- Дело в том, что ЕГЭ – это эффективная форма проверки знаний при минимальных затратах. Идеально было бы, если бы всех абитуриентов экзаменовали выдающиеся педагоги, признанные эксперты в своих областях, причем экзамены проходили бы и в письменной, и в устной форме. Причем экзаменаторы должны быть независимы и от школ, и от вузов, чтобы исключить коррупцию и «субъективность», то есть нужно создать некие «ареопаги» для проведения вступительных испытаний. Наверное, каждый понимает, что это невозможно ни с экономической, ни с практической точки зрения. ЕГЭ решает многие проблемы, например, оценивает всех независимо и по единым критериям. Но в то же время ЕГЭ решает не все проблемы, а некоторые создает. Это отражает уровень развития нашего общества, которое сегодня не может обеспечить одинаково высокий уровень образования ни школьникам, ни студентам. Прежде всего, потому, что у нас нет такого количества выдающихся педагогов и экспертов. Сегодня это может компенсироваться новыми возможностями в области дистанционного образования, большей доступности информации, а также введением новых форм обучения в школах, например, проектной работы. А ЕГЭ – это наша сегодняшняя реальность.

- Возможно ли проводить ЕГЭ для ребят творческих профессий, на ваш взгляд?

- ЕГЭ определяет общий уровень знаний, полученный в школе. Причем, как я уже сказала, это происходит по единым критериям. Возможно определить базовый уровень знаний для абитуриентов творческих вузов? Конечно, возможно. Достаточно ли этого? Конечно, этого уровня недостаточно для определения творческого потенциала. Причем не только для традиционно «творческих профессий». Но сегодня большинство творческих, а также других ведущих высших школ не ограничивается результатами ЕГЭ. Существует портфолио, собеседование, специальные испытания и другие дополнительные критерии отбора.

- Как Вы думаете, ЕГЭ скорее помогает ребятам при поступлении или мешает?

- Как я говорила, ЕГЭ – это необходимая оценка знаний, позволяющая оценивать абитуриентов по единым критериям. ЕГЭ не помогает и не мешает. Помогает или мешает реальный уровень знаний и осознанный выбор специальности. Если школьники готовятся только к формальной сдаче ЕГЭ, им будет сложно учиться в высшей школе, или возможно, они приобретут специальность, к которой не предрасположены. Сдача ЕГЭ – это только одна из задач обучения, и не самая главная. То, что многие школы ориентируют учеников только на подготовку к ЕГЭ, - проблема школ. Для школьников, готовящихся поступать в университеты, необходимо желание получать знания, желание учиться, получать специальность и профессию.

- Хотели ли бы Вы сами поступать по ЕГЭ в университет?

- В свое время, мне посчастливилось поступить в университет, сдавая экзамены выдающимся экспертам. Наверное, с ЕГЭ было бы проще поступать, но сложнее учиться.

Беседовала Ирина Капустина

Также по теме:

Снова про ЕГЭ. Советы мамы


Здоровый свет