НА ФОРУМАХ
52
1
256
2
186
2

Женщины в центре борьбы с кризисом covid-19: политика ОЭСР в отношении пандемии. Часть четвертая

5.6. Последствия для женщин и целей в области устойчивого развития (ЦУР)

Пандемия COVID ‑ 19 представляет серьезную угрозу для достижения гендерных ЦУР. Это ставит под угрозу некоторые улучшения, наблюдаемые с 2015 года в некоторых аспектах гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин. Экономические и социальные последствия кризиса усугубят существующее неравенство и дискриминацию в отношении женщин и девочек, особенно в отношении наиболее маргинализированных и находящихся в крайней нищете. Развитие вспышки может также сдерживать некоторые гендерные преобразования политики и реформ, отвлекая ресурсы от прошлых и текущих потребностей женщин, тогда как кризис фактически усилит и расширит их.

Варианты обеспечения прогресса в достижении гендерных ЦУР

* Формирование твердой политической приверженности применению гендерной перспективы в ответных мерах политики, позволяющей решать экономические, социальные и экологические приоритеты в критических областях, пострадавших от кризиса.

* Обеспечение того, чтобы основные медицинские услуги, в частности связанные с репродуктивным и сексуальным здоровьем (включая дородовой и послеродовой уход), сохранялись, несмотря на дополнительное давление, оказываемое на возможности домашнего здравоохранения из-за распространения COVID ‑ 19.

* Предоставление немедленных денежных переводов и продовольственной помощи для смягчения экономических последствий COVID ‑ 19 и предотвращения попадания в бедность наиболее уязвимых, в первую очередь женщин и детей.

* Гарантия доступа к основным услугам и меры поддержки для наиболее маргинализированных групп женщин, включая сельских женщин, женщин из числа коренных меньшинств и беженцев.

* Обеспечение систематической дезагрегирования данных, собранных о воздействии кризиса, по признаку пола для измерения воздействия вспышки на ЦУР через призму гендера.

* Создание гендерного наблюдательного центра и использование данных и методологий по согласованию политики в области устойчивого развития для картирования и мониторинга гендерного воздействия кризиса, а также обмена и выявления передовой практики в области политики.

К 2030 году будет сложно достичь всех гендерных ЦУР. Кризис COVID-19 затронет все ЦУР с гендерными целями и показателями:

- Как экономические последствия вспышки - например, увольнения, потеря доходов, незащищенность рабочих мест - могут непропорционально сильно повлиять на женщин, повышение уровня бедности женщин во всем мире весьма вероятно («ЦУР 1 - Нет бедности», «ЦУР 8 - Достойная работа и рост занятости» и «ЦУР 10 - Снижение Неравенство").

- Как было продемонстрировано во время кризиса Эболы в Западной Африке в 2014–2015 годах, ресурсы для репродуктивного и сексуального здоровья, которые перенаправляются на меры реагирования на чрезвычайные ситуации, могут способствовать росту материнской смертности, особенно в регионах со слабым медицинским потенциалом («ЦУР 3 - Здоровье и благополучие ») (Уэнам, Смит и Морган, 2020 [6]). В Сьерра-Леоне, например, исследования посткризисного воздействия показали, что даже при самом консервативном сценарии снижение использования жизненно важных медицинских услуг привело к 3 600 дополнительным случаям смерти матерей, новорожденных и мертворожденных в 2014-2015 годах ( Сочас, Ченнон и Нам, 2017 [45]).

- Кризис, связанный с лихорадкой Эбола, также выявил значительное увеличение числа беременностей среди подростков после закрытия школ во время вспышки, что, в свою очередь, привело к отсеву из школы матерей-подростков в посткризисный период («ЦУР 4 - Качественное образование») (Bandiera et al. , 2019 [75]). Любое увеличение объема неоплачиваемой и домашней работы по уходу, ложащейся на плечи женщин и девочек, в частности по уходу за больными, также скажется на перспективах образования девочек.

- В странах, где социальные нормы подразумевают предпочтение мальчиков перед девочками, пандемия может усилить эти предпочтения во многих областях. Например, ограниченные продовольственные ресурсы могут привести к тому, что домохозяйства, в которых широко распространены дискриминационные социальные нормы, будут отдавать предпочтение мальчикам, а не девочкам, что напрямую влияет на «ЦУР 2 - Нулевой голод». Аналогичным образом, в контексте ограниченных ресурсов предпочтение может быть отдано мальчикам перед девочками с точки зрения образования и здоровья (ЦУР 3 и 4).

- Пандемия, вероятно, будет иметь серьезные последствия для конкретного достижения ЦУР 5. По оценкам, до кризиса 2,1 миллиарда девочек и женщин жили в странах, которые не достигнут целей гендерного равенства к 2030 году (Equal Measures 2030, 2020 [76 ]). Если темпы прогресса замедлятся, как развитым, так и развивающимся странам потребуется больше времени для достижения целей гендерного равенства. Скорее всего, будут затронуты следующие задачи ЦУР из ЦУР 5:

- ЦУР 5.1, о правовых рамках: усиление политической приверженности привело к принятию нового законодательства, направленного на усиление гендерного равенства и отмены дискриминационных законов до вспышки COVID ‑ 19 как в ОЭСР, так и в странах-партнерах (OECD, 2019 [53]; OECD, 2017 [54]) ). Однако во многих странах кризис в области здравоохранения в лучшем случае замедлит прогресс в разработке нового законодательства и реализации существующего законодательства с возможной полной остановкой работы по мере нарастания кризиса.

- ЦУР 5.2, касающееся насилия в отношении женщин: как обсуждалось выше, данные предыдущих кризисов показывают, что пандемия COVID ‑ 19, вероятно, приведет к увеличению распространенности домашнего насилия по нескольким причинам (см. Раздел 4).

-  ЦУР 5.3, о вредной практике: до кризиса свидетельства указывали на сокращение практики детских браков как в Южной Азии, так и в странах Африки к югу от Сахары. Однако детские, ранние и принудительные браки часто возникают из-за крайней бедности, и вполне возможно, что вызванное кризисом увеличение бедности может привести к возобновлению этой практики в развивающихся странах. Кроме того, в странах с низкими доходами кризис в области здравоохранения, вероятно, серьезно скажется на государственных бюджетах, нанося ущерб ресурсам, имеющимся для законодательной и судебной деятельности. Например, судебное преследование виновных в калечащих операциях на женских половых органах могло бы стать еще более неравномерным, чем это было раньше.

- ЦУР 5.4, касающийся неоплачиваемого ухода и домашнего труда: до вспышки COVID ‑ 19 женщины уже выполняли 75% домашних обязанностей и ухода во всем мире (Центр развития ОЭСР, 2019 [46]). Поскольку после кризиса неоплачиваемый труд женщин возрастает, может оказаться сложной задачей вернуться даже к докризисной ситуации и практически невозможно добиться справедливого распределения неоплачиваемого ухода и домашнего труда между мужчинами и женщинами к 2030 году.

-  ЦУР 5.6 по сексуальному и репродуктивному здоровью и репродуктивным правам: на поставку товаров для сексуального и репродуктивного здоровья, включая товары для менструального здоровья, может повлиять нарушение цепочки поставок (ЮНФПА, 2020 [77]). Данные «кризиса Зика» в Латинской Америке в 2015–2016 годах показали, что групповое насилие в Сальвадоре и Бразилии напрямую влияет на доступ женщин к услугам в области сексуального и репродуктивного здоровья, при этом неформальные сети контролируют, кто имеет доступ к товарам, а кто нет.

В соответствии с обязательствами Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года все участники должны «работать над значительным увеличением инвестиций для устранения гендерного разрыва», что тем более важно, поскольку мы вступаем в борьбу с COVID ‑ 19. По оценкам ОЭСР, цель «Достижение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек», цель 5 в области устойчивого развития, может быть третьей целью, наименее финансируемой партнерами в развивающихся странах (OECD, 2020 [74]).

Сторонники Повестки дня на период до 2030 года согласились разработать стратегическое видение достижения ЦУР, основанное на ключевых принципах согласованности политики, и воплотить обязательства в конкретные меры на национальном, субнациональном и международном уровнях. Рекомендация ОЭСР о согласованности политики в области устойчивого развития (PCSD) (OECD, 2019 [78]) может направлять применение гендерной перспективы в направлении комплексного видения устойчивости. Он предлагает основу для укрепления эффективной политики и институциональной координации, а также систем мониторинга, отчетности и оценки в целях реализации ЦУР. Данные и методики PCSD позволяют разработчикам политики наметить критические взаимодействия (синергизм и компромиссы) между политиками, по вопросам, напрямую влияющим на женщин.

Женщины в центре борьбы с кризисом covid-19: политика ОЭСР в отношении пандемии. Часть первая
Женщины в центре борьбы с кризисом covid-19: политика ОЭСР в отношении пандемии. Часть вторая
Женщины в центре борьбы с кризисом covid-19: политика ОЭСР в отношении пандемии. Часть третья


Здоровый свет