Первое путешествие началось в апреле 47 года.
Вот на такой Татре Зикмунд и Ганзелка совершали свое путешествие. Она до сих поры вызывает восторг своими футуристическими очертаниями, а что уж говорить, какой фурор эта машина производила в далеких странах.
Африканцы и латиноамериканцы частенько говорили, что продукция социалистической Чехословакии гораздо лучше, чем машины американских капиталистов. Понятно, что путешествие носило идеологический характер и еще экономический, потому что Зикмунд и Ганзелка рекламировали продукцию завода Татра среди потенциальных покупателей.
Они пересекли Гибралтар, проехали по всей Северной Африке, где еще ощущались последствия минувшей войны, а потом добрались по Восточному побережью до Кейптауна. Таким образом, они проехали почти 40 тысяч километров по тем местам, где иногда и дорог то не было, то есть получилось, что они по одной Африке прошли расстояние, равное длине земного экватора.
Это одна из моих любимый фотографий. Многие упрекают российских туристов в том, что они носят сандалии с носками, дескать так не модно. Зато именно так делали все настоящие путешественники, потому что так удобно.
Это книги, изданные на русском, чешской Артией.
Но была у путешественников и еще одна задача, куда как более важная, чем реклама Татры. Не трудно догадаться, что они, как и почти все путешественники были разведчиками. Они писали для своих спецслужб уже совершенно другие тексты, где говорилось о местных правительствах, о дорогах, анализировалась политическая и экономическая ситуация.
Вот цитата из предисловия: «В общем следует отметить, что Ганзелка и Зикмунд старались «быть ушами и глазами своей родины», страны, народ которой сбросил с себя ярмо капитализма и строит новое, социалистическое общество».
Африка тогда, после окончания второй мировой, только просыпалась. Пройдет всего десять лет и колонии станут свободными, многие из них попытаются тоже идти по социалистическому пути. Но из этого ничего не получится. Чехословаки делились информацией с коллегами из Советского Союза. Идея с кругосветным путешествием на машинах была просто гениальной!
В 59-м они решились на второе путешествие, чтобы замкнуть извилистую петлю вокруг Земного шара. Они проехали по многим Азиатским странам, наконец-то проехали по Советскому Союзу, где до этого были уже несколько раз в качестве гостей. Их принимали, как героев, почти как космонавтов, но увы после этого путешествия книга вышла лишь одна. Как уверял Иржи Ганзелка на приеме в Москве их секретным отчетом о Советском Союзе интересовался Леонид Брежнев, ему очень хотелось ознакомиться с этим текстом. Сперва, правда, эти 178 страниц попали к генсеку ЦК КПЧ Антонину Новотному и тот, прочитав доклад, наотрез отказался пересылать его Леониду Брежневу, посчитав его антисоциалистическим. В нем путешественники и вправду критиковали и Советский Союз, и социализм. Ганзелка пошел на почту и попросил отправить телеграмму лично Леониду Брежневу в Кремль о том, что они отчет подготовили. На путешественника на почте посмотрели, как на сумасшедшего и в общем-то были правы. Но Леонид Брежнев в Прагу таки приехал и Ганзелка передал ему отчет лично.
Больше никаких путешествий не было и книга о Советском Союзе, которую задумали написать путешественники, они так и не написали.
В 68-м оба поддержали Пражскую весну, Ганзелка и вовсе был одним из кандидатов на пост Президента ЧССР. Но в итоге его ото всюду изгнали и ему пришлось работать садовником, прямо как последнему Китайскому Императору. Он умер в 2003-м.
А Мирослав Зикмунд вернулся в Злин - маленький городок в Южной Моравии, где когда-то много-много десятилетий назад они с Ганзелкой жили в соседних домах. Он живет там и по сей день. Ему сегодня 100 лет! Это просто фантастика!
Пионер Южной Африки
Безумный герой Российской империи
Запретят ли букинг