НА ФОРУМАХ
200
2
182
2
198
1

Господин нет

TASS_7181458.jpg

110 лет назад 18 июля 1909 года родился Андрей Громыко, которого западные дипломаты называли не иначе, как «Господин Нет». Он готов был вести переговоры днями напролет, не выказывая внешних признаков усталости и оппоненты (а можно было бы и назвать их врагами) только махали руками, понимая, что если Андрей Громыко занял какую-то позицию, то переубедить его невозможно. С ним проще либо согласиться, либо вовсе не подписывать обсуждаемое соглашение. Но с другой стороны такая «не гибкость» была минусом, ведь искусство дипломатии из того и состоит, что надо постепенно идти навстречу оппоненту и в процессе переговоров вырабатывать компромиссное решение, которое устроит всех. «Господин Нет» был как скала и все-таки лучше уж иметь такого несгибаемого «Господина нет» во главе МИД, чем тех, про которых иначе, чем «Господин Да» и не скажешь. (а такие на посту главы МИД пару раз попадались после него).

Андрей Громыко родился в небольшой белорусской деревне, мечтал стать летчиком, как и многие из его поколения, кого потом назовут Сталинскими Соколами. Но он опоздал в летное училище. Ему светила карьера экономиста в области сельского хозяйства, однако в то очень-очень сложное и неспокойное время порой случались настоящие чудеса.  
В 1939-м в Наркомате иностранных дел из-за увольнений и репрессий образовалось множество вакантных мест. Срочно требовалась новая молодая кровь. На Громыко обратили внимание, у него было правильное происхождение – рабоче-крестьянское, он был привлекателен внешне (185 рост) (Советский Союз заграницей должны представлять люди красивые, а не всякие какие-нибудь доходяги), и главное – он знал английский язык (Он его сам выучил, вот ведь молодец. Он вообще всю жизнь занимался самообразованием, так держать!)

Впоследствии Андрей Громыко говорил, что стал дипломатом случайно и на его месте мог оказаться кто-то другой. Может и так. Но на этом месте оказался он.
Его тут же отправили в Вашингтон. Ходят слухи, будто тогдашний посол Литвинов написал в Центр, что у Громыко вообще нет способностей дипломата, но так вышло, что Литвинова вскоре сняли, а его место занял именно Громыко.

Карьера у него была стремительной. Оставаясь послом СССР в США, он готовил Тегеранскую, Ялтинскую и Потсдамскую конференции, а в двух последних даже принимал участие. Понятно дело, что он был на виду у тогдашнего руководства страны и естественно у Сталина. Он хорошо себя зарекомендовал, поэтому уже в 46-м (на 7-й год карьеры) стал замом министра иностранных дел. Вот это скорость у социального лифта! Просто на ракете взлетел к небесам!
Во главе МИД он встал в 57-м, уже при Никите Хрущеве.

Andrei-Gromyko-and-Nikita-Khrushchev.jpg

Разгоралась Холодная война, в которой главным противником были США, и во главе министерства должен был стоять человек хорошо разбирающийся в мировой обстановке в целом и советско-американских отношениях в частности.  Впрочем, поначалу Громыко было сложно со взбалмошным и непредсказуемым Хрущевым. Приходилось идти у Генсека на поводу, как и он стучать кулаками по столу в ООН и делать вид, что это нормально, а в 62-м Хрущев очень сильно подпортил имидж Громыко на международной арене, когда ему в целях секретности не сообщили о том, что на Кубу Советский Союз завез ракеты с ядерными боеголовками. Разрулили кризис тогда разведчики. Дипломаты же во главе с Громыко действовали не лучшим образом.
Но Хрущева отправили в отставку, а Громыко остался. Его авторитет внутри страны рос. Он стал сперва членом ЦК КПСС, а затем и Политбюро. На международной арене взошла звезда под названием «Господин Нет». Он обладал энциклопедическими знаниями и мог без всяких бумажек загнать оппонента на переговорах в угол, он бесил этих оппонентов, но они не могли с ним совладать.

Два брата Громыко погибли на войне, а третий умер от ран уже после. Андрей Андреевич всегда помнил о том, какой ценой досталась Советскому народу победа над Германией и ее сателлитами, среди которых была почти вся Европа, именно поэтому он был тверд в переговорах особенно с немцами  и вот как рассказывал об этом своему сыну:
«Я не сумасшедший, чтобы менять итоги войны. Если мы им уступим, то прокляты будем всеми замученными и убитыми. Когда я веду переговоры с немцами, то, случается, слышу за спиной шепот: “Не уступи, Андрей, не уступи, это не твое, а наше…”.
"Не твое, а наше". Вот бы сейчас такие вопросы задавали те, кто стоит у руля нефтяных компаний и набивает карманы за счет природных запасов страны.

Андрей Громыко стоял во главе Советского МИД рекордных 28 лет. Он говорил, что лучше 10 лет переговоров, чем один день войны.  Благодаря его усилиям были подписаны соглашения о сокращении стратегических наступательных вооружениях, об ограничении систем противоракетной обороны, о неприменении ядерного оружия. Он многое сделал, чтобы мир подальше отошел от той черты, возле которой стоял во времена Карибского кризиса.

177221006_0_0_2096_3000_600x0_80_0_0_00b7e55d5b061a8cfaf500dab801b337.jpg
Андрей Громыко вполне мог встать и во главе страны. Когда в первой половине 80-х  Генсеки умирали один за одним, после смерти Черненко у Громыко появился реальный шанс занять это кресло. Но ему было уже 76, сколько он протянул бы на таком посту? Не продолжилась ли чехарда, которая творилась на протяжении последних трех лет. В итоге он рекомендовал на должность Генсека самого молодого члена Политбюро Михаила Горбачева.
Впоследствии Громыко называл это своей самой большой ошибкой в жизни. Сам он возглавил Верховный совет и формально все-таки стал руководителем страны, но это лишь формально. На его место в МИД пришел Шеварднадзе, который начал разрушительную для государства деятельность. Его вполне можно называть «Господин Да», да и судить не мешало бы.
Андрей Громыко умер в начале июля 1989 года, не дожив двух недель до своего 80-летнего юбилея и, наверное, к счастью для себя не увидев, как человек, которого он рекомендовал на пост Генсека, привел его страну к краху.  

С днем рождения, Сергей Викторович Лавров
Жест символический и показательный
Вечная память воинам, павшим в боях за наше Отечество!

Здоровый свет