НА ФОРУМАХ
27
1
233
2
182
2

К вопросу о реформе образования

462ec8e66298a4243d05e4bb81b5d1a9.jpg

Продолжающаяся и даже интенсифицирующаяся «оптимизация» сети образовательных учреждений в России (от детских садов до вузов) на деле заключается в простом, если не сказать в примитивном слиянии сильных и слабых об­разовательных учреждений. Часто объединению подвергаются совершенно разные вузы, что ведёт к утрате ценных традиций преподавания и обучения; разруше­нию сложившихся педагогических коллективов и т.д.

Перекройка системы высшей школы обосновы­вается задачами повышения качества высшего образования и выве­дения российских вузов в число лучших по мировым меркам. Однако зарубежная практика говорит о том, что нет никакой прямой кор­реляции между размером вуза и качеством подготовки. Качество подготовки выпускников вузов зависит от другого.

Во-первых, от качества подготовки абитуриентов, которое определяется работой системы образования на дошкольной и школьной ступенях. А здесь ситуация пока лишь ухудшается.

Во-вторых, от ситуации в самой высшей школе, которая с учетом реформ (переход на болонскую систему, внедрение подушевого финансирования, «оптимизация» вузов и штатного расписания в самих вузах с одновременным тре­бованием усилить публикационную активность преподавателей и т.д.) также вызывает все большую тревогу как у самих вузовских преподавателей, так и у исследователей образования.

И, в-третьих, от ситуации в тех отраслях, для которых вузы и готовят специалистов - этим определяется качество поступающих, мотивация студентов в процессе обучения, масштаб участия предприятий в процессе под­готовки кадров и т.д.

В результате наблюдается следующее явление: в то время как испытывающие кадровый голод предприятия реального сектора эко­номики тратят силы и средства на «доводку» выпускников вузов до минимально необходимого качества, вся машина реформирования образования последовательно работает в прямо противоположном направлении.

В основе несовпадения декларируемых целей реформ в образо­вании и их результатов - нежелание признавать глубинные причины неблагополучия в сфере образования:

а) Хроническое недофинансирование: объемы ассигнований на все ступени образования абсолютно не соответствуют не только по­требностям образовательных учреждений, но и масштабу средств, затрачиваемых нашими конкурентами. Еще до всех «внешних шо­ков» Россия тратила на образование и в абсолютном значении, и в долях от ВВП в 1,5-2 раза меньше, чем страны ОЭСР и «двад­цатки».

б) Не только отсутствие необходимой поддержки, но сохраняющаяся дискриминация обрабатывающих отраслей, особенно стра­дающих от неадекватной кредитно-денежной и внешнеэкономиче­ской политики, монополизма инфраструктурных отраслей и т.д.

Почем нынче диссертация или зачем губернаторам наука

Здоровый свет