Продолжающаяся и даже интенсифицирующаяся «оптимизация» сети образовательных учреждений в России (от детских садов до вузов) на деле заключается в простом, если не сказать в примитивном слиянии сильных и слабых образовательных учреждений. Часто объединению подвергаются совершенно разные вузы, что ведёт к утрате ценных традиций преподавания и обучения; разрушению сложившихся педагогических коллективов и т.д.
Перекройка системы высшей школы обосновывается задачами повышения качества высшего образования и выведения российских вузов в число лучших по мировым меркам. Однако зарубежная практика говорит о том, что нет никакой прямой корреляции между размером вуза и качеством подготовки. Качество подготовки выпускников вузов зависит от другого.
Во-первых, от качества подготовки абитуриентов, которое определяется работой системы образования на дошкольной и школьной ступенях. А здесь ситуация пока лишь ухудшается.
Во-вторых, от ситуации в самой высшей школе, которая с учетом реформ (переход на болонскую систему, внедрение подушевого финансирования, «оптимизация» вузов и штатного расписания в самих вузах с одновременным требованием усилить публикационную активность преподавателей и т.д.) также вызывает все большую тревогу как у самих вузовских преподавателей, так и у исследователей образования.
И, в-третьих, от ситуации в тех отраслях, для которых вузы и готовят специалистов - этим определяется качество поступающих, мотивация студентов в процессе обучения, масштаб участия предприятий в процессе подготовки кадров и т.д.
В результате наблюдается следующее явление: в то время как испытывающие кадровый голод предприятия реального сектора экономики тратят силы и средства на «доводку» выпускников вузов до минимально необходимого качества, вся машина реформирования образования последовательно работает в прямо противоположном направлении.
В основе несовпадения декларируемых целей реформ в образовании и их результатов - нежелание признавать глубинные причины неблагополучия в сфере образования:
а) Хроническое недофинансирование: объемы ассигнований на все ступени образования абсолютно не соответствуют не только потребностям образовательных учреждений, но и масштабу средств, затрачиваемых нашими конкурентами. Еще до всех «внешних шоков» Россия тратила на образование и в абсолютном значении, и в долях от ВВП в 1,5-2 раза меньше, чем страны ОЭСР и «двадцатки».
б) Не только отсутствие необходимой поддержки, но сохраняющаяся дискриминация обрабатывающих отраслей, особенно страдающих от неадекватной кредитно-денежной и внешнеэкономической политики, монополизма инфраструктурных отраслей и т.д.
Почем нынче диссертация или зачем губернаторам наука