Итак, вот эти качества: уверенность в себе (плюс обязательно адекватная самооценка), умение делать выбор и ощущение, что право выбора вообще есть, интерес к миру (и мне еще персонально приятно, когда к людям), самостоятельность, способность слышать другого (и принимать конструктивную критику, например), умение брать на себя ответственность за себя и свою жизнь.
Ну а теперь что я думаю о воспитании этих качеств в процессе жизни ребенка.
- Уверенность в себе. Чтобы ребенок рос уверенным в себе, а не самоуверенным, очень важно не критиковать его, не высмеивать, обсуждать с ним его достижения, отмечать эти самые достижения, если что-то не вышло, обсуждать почему и помогать сделать так, чтобы вышло, если вышло, обсуждать, что помогло, радоваться достижениям ребенка. То есть, по сути верить в ребенка и адекватно оценивать его достижения, причем учитывая два момента: объективный и субъективный. Под объективным я понимаю место достижения ребенка среди других достижений в этой области, например, не стоит говорить ребенку, что он гений, если он всего лишь умножил 3 на 6. При этом субъективно это может быть огромным достижением, если ребенку было трудно, а теперь он умеет что-то совсем новое для себя.
- Умения делать выбор: чтобы научить ребенка делать выбор важно давать ему право выбора, причем начиная с самого раннего возраста (какую шапку надеть, какую кашу и в каком количестве есть и так далее). При этом начинать необходимо с выбора из ограниченного числа вариантов, заранее созданных вами, то есть, не «оденься на улицу как хочешь», в «выбери себе шапку из этих, штаны, куртку и тп». Чем старше ребенок и чем лучше он умеет делать выбор, тем большую свободу ему можно предоставлять.
- Интерес к миру: ну во-первых, важно, чтобы вам самим было интересно жить, тогда и ребенку тоже будет интересно, еще важно наполнять жизнь ребенка разными впечатлениями, пробовать разное и занятия, и еду, и прочее. Не тормозить исследования ребенка, если он чем-то занят, поддержите, не критикуйте, а расспросите, что он делает, интересуйтесь его жизнью и интересами. Гуляя на улице вместе рассматривайте дома, деревья, животных, людей, ищите что-то интересное и красивое.
- Самостоятельность: только давая самостоятельность в том, что ребенок уже может делать сам, вы научите его быть самостоятельным в дальнейшем. Иногда намного удобнее и быстрее «сделать за», чем дождаться пока он долго и неаккуратно сделает сам и порой приходится делать за, но очень важно давать ребенку право делать самому, пусть даже медленно, пусть неаккуратно, пусть с ошибками.
- Умения слушать другого: если вы слушайте ребенка, то и он скорее всего научится слушать другого, если вы уважаете его мнение, он тоже будет уважать мнение других, если в семье принято принимать решения вместе, ребенок этому научится. Поэтому «воспитывайте себя, а не ребенка».
- Ответственность: это о том, что всякий поступок имеет свои последствия, а вовсе не про вину и наказание. Поэтому, если ребенок взялся, например, ухаживать за цветком и цветок завял - это знак, ребенок должен это видеть и понимать, если ребенку купили телефон и он потерял его - это его ответственность и не надо сразу бежать за новым телефоном, но и ругать за это тоже не стоит, лишение телефона уже достаточное наказание. Смысл тут в том, что надо не винить, а надо показывать взаимосвязь и помогать, если просят…
Воспитание семейных ценностей и книга
Особенности воспитания мальчиков и девочек
Кнут или пряник?