НА ФОРУМАХ
37
1
239
2
184
2

Антон Чехов как киногерой

Антону Чехову сегодня - 160!
Один из самых любимых и читаемых русских классиков - еще и чемпион по киновоплощениям. Наряду с Шекспиром и Диккенсом он входит в тройку наиболее экранизируемых в мире писателей: четыреста с лишним «полнометров», короткометражек, мультфильмов и пр.  Первое появление чеховских героев на экране состоялось аж в 1911-м году – немая комедия «Роман с контрабасом» Кая Ганзена. Одно из последних - очередная, уже двадцать третья по счету, экранизация «Чайки». На этот раз - с неоднократной «оскаровской» номинанткой и кумиром подростков Сиршей Ронан в роли Нины Зарецкой.

Фильм Чайка 2018.jpg Фильм "Чайка" (2018).

Говорить о чеховских киногероях можно долго. Но интереснее всего, что за эти годы человек, который их всех придумал, успел и сам превратиться в киногероя, в медийный архетип. Поэтому в представленной ниже подборке хотелось бы упомянуть ключевые фильмы не ПО Чехову, а ПРО Чехова.
 
В народном сознании Антон Павлович, умерший всего-то в 44 года, выглядит усталым и мудрым волхвом, поседевшим патриархом в нелепом пенсне и с характерной бородкой (собственно, «чеховской»), строго поглядывающим со стены кабинета литературы. Человек, пароход и город областного подчинения!

Юный Чехов.jpeg Коллаж

Все читали и помнят «Палату №6», «Каштанку» и «Человека в футляре» и это безусловные шедевры, но мы говорим о писателе, который, как говорится, ради прикола, мог выдать детективный триллер или «святочную» страшилку. Или энергичные зарисовки про поедание блинов, обитателей Луны или чиновника адской канцелярии. Чехов - он такой разный!

Вот и Чехов-киногерой пленяет пестротой трактовок: «лишний человек» и недотепа-интеллигент, иронический наблюдатель посреди ежедневного абсурда, смекалистый рубаха-парень, стильный душка-денди, и даже мистический дух-«попаданец» в пасмурное межсезонье «лихих девяностых».

В_городе_С Чехов Андрей Попов.jpg
"В городе С.", Чехов - Андрей Попов.

«В городе С.» снят в 1967-м году Иосифом Хейфицем, один из главных «чеховианцев» отечественного кино. На тот момент он уже экранизировал «Даму с собачкой», а в 73-м будет гениальная постановка «Дуэли» с Высоцким и Далем.
Это, строго говоря, экранизация рассказа «Ионыч» (в главной роли - великий Анатолий Папанов). Но в контекст повествования в какой-то момент создатели фильма вводят и самого автора. Чехова тут играет 48-летний актер ЦТСА Андрей Попов. Его Чехов – узнаваемое камео, усталый и меланхоличный классик, сошедший со школьного портрета, «певец сумеречных настроений», изучающий своих героев вблизи, в упор, в их естественной среде обитания.
Это призвано подчеркнуть «альтернативно-автобиографический мотив» «Ионыча» - ведь, по мнению критиков, на месте антигероя - раздобревшего функционера от медицины, поддайся он этой вышеупомянутой среде и не найди в себе сил ей противостоять, мог оказаться и сам автор.

Сюжет для небольшого рассказа фильм.jpg
"Сюжет для небольшого рассказа". Чехов - Николай Гринько.

«Сюжет для небольшого рассказа» (другое название «Лика - любовь Чехова») - снятый в 1969-м совместный франко-советский проект крупного соцреалиста, лауреата сталинских премий Сергея Юткевича.
Неожиданно камерная, подчеркнуто театральная - вместо декораций тут, буквально, раскрашенные задники - история любовного треугольника: Чехов – Лика Мизинова (Марина Влади) – Потапенко (Юрий Яковлев).
В роли Чехова – 49-летний Николай Гринько, ветеран войны и «актер-талисман» Тарковского. Худой и сутулый «вечный старик» с массой положительного обаяния и самоиронии, запомнившийся бесчисленными ролями профессоров и академиков.
Герой Соцтруда Юткевич выдает совершенно постмодернистский продукт: его Чехов, конечно же, всерьез переживает провал «Чайки» и разрыв с Ликой, но при этом не может не замечать, что колонны злосчастного Александринского театра и мелиховские березняки нарисованы на картоне. Только люди – близкие, настоящие, из плоти и крови, только они имеют значение. И вот это очень «чеховское»!



Фильм Камень Чехов.jpg
Фильм "Камень". Чехов - Леонид Мозговой.

«Камень» Александра Сокурова 1992-го года – дебют в кино 51-летнего питерского театрального артиста Леонида Мозгового, который потом с блеском сыграет у Сокурова еще и Гитлера, и Ленина, и станет Заслуженным артистом РФ.
Фильм-откровение, фильм-эксперимент. Фильм, нарочно снятый так, чтоб его невозможно было смотреть: мутная черно-белая картинка, искаженные, словно через кривое зеркало пропущенные формы, рябь и помехи в ноосфере. Анти-фильм. По неизвестной причине воплотившись в Ялтинском доме-музее – в мертвый сезон, посреди зимы - под аккомпанемент Малера и Чайковского призраком движется классик по выстуженным темным коридорам собственного мемориала, пугая единственного свидетеля – молодого музейного сторожа (непрофессиональный актер Петр Александров).
Неуместный и несвоевременный, ходит-бродит этот мрачный Чеховский Дух, вздыхает, бурчит себе что-то под нос, нюхает чернила и просит колбаски. Не фильм, а экзистенциальный опыт, который надо прожить и пережить. И потом долго прислушиваться к собственным ощущениям, чтобы, возможно, еще раз вернуться в этот неуютный угрюмый макабрический микрокосм, попытаться разобраться в нем, окунуться в него с головой, так и не находя спасительного катарсиса.

Продолжение следует.


Лучшие фильмы о русских классиках
Список фильмов о вымышленных писателях
Кафка и женщины: всё сложно

Здоровый свет