НА ФОРУМАХ
34
1
42
1
15
1

Бином фантазии Джанни Родари

первое фото1.png

Что объединяет писателей, поэтов, родителей, учителей, библиотекарей и воспитателей? Ответ прост: дети. Писатели и поэты создают целые миры, закручивают сюжеты, увлекают внимание маленького читателя. Профессионалы, работающие с детьми, и родители озабочены развитием фантазии подрастающего поколения.

Рано или поздно все эти люди сталкиваются с проблемой: идеи закончились, в голову ничего не приходит. Но решение есть!

31 января стартовал курс "Сказкотворение" , на котором мы осваиваем грамматику фантазии и учимся создавать волшебство на белом листе. Один из методов, которые получили наши ученики – это бином фантазии.

Светлана Кривошлыкова.png

Светлана Кривошлыкова - председатель Союза детских и юношеских писателей, автор более 100 сказок для детей. С 2018 г. проводит авторские интерактивы и мастер-классы для родителей и детей «Книготворение», «Сказкотворение», «Посвящение в читатели», авторские квесты в Италии «Поиск сокровищ». Руководитель благотворительных программ «Библиотекам в дар», «Книга в дорогу», «Книга лечит». Все её проекты направлены на популяризацию чтения среди детей, на развитие воображения и способностей, творческого потенциала.

Для начала нам необходимо решить, для чего мы работаем, чего хотим добиться, применяя новую методику. Ответ «хочу развить фантазию у ребенка» не является информативным, ведь дальше следует задать вопрос: а для чего развивать фантазию у детей?

Умение фантазировать нужно не только для того, чтобы заниматься творчеством, суметь написать сказку, или сочинение, или сценарий. Развитие фантазии имеет намного больший смысл.

Развивая фантазию, мы заставляем работать новые отделы мозга, где создаются новые нейронные связи, мы развиваем ребенка как личность, даем ему инструменты, необходимые для личностного роста и становления в социуме. И делаем это в легкой, игровой манере.

Ни в коем случае к творчеству нельзя относиться как к тяжелой работе, требующей напряженного внимания. Если взять за основу то, что творчество — это весело, а развитие фантазии — это увлекательная игра, то дальнейшее обучение пойдет невероятно легко и плодотворно. Стимулируя воображение ребенка, мы помогаем ему творить, создавая собственный фантастическо-сказочный мир, познавать себя и окружающих. Если ребенок счастлив в тот момент, когда фантазирует и мечтает, то в будущем он сможет осуществлять свои мечты. Он сумеет превратить свои мечты в цель, цель в план, а план в действие. Мы развиваем детям фантазию, чтобы в будущем стали успешными, счастливыми людьми — вот исчерпывающий ответ.

Джанни Родари.png

Как это сделать?

Для развития фантазии существует множество приемов. Один из них — это бином фантазии. Даже само название уникальной системы Джанни Родари «бином фантазии» вызывает интерес. Если слово «фантазия» всем хорошо известно, то со словом «бином» надо немного разобраться. Первая часть этого слова «би» переводится с латинского как «два», бином — это нечто, состоящее из двух частей. Двух слов! Что и является основой для этого приема развития фантазии — два случайных слова.

Два слова, никак не связанные между собой, которые ни в коей мере не ассоциируются друг с другом, — напротив, они должны конфликтовать, своим соседством вызывать всплеск эмоций, комический эффект, они должны быть из разных классов, разных стилей — чем больше они будут разниться, тем лучше. В самих этих словах уже будет заложена основа для развития фантазии.

Чтобы был всплеск творческой идеи, начало построения оригинального сюжета, нам нужно столкнуть мысли с привычного пути, заставить их работать по-новому. Хочется заострить внимание на возможной ошибке, которую ни в коем случае нельзя допустить: если использовать схожие слова, то вся идея умрет на корню. Не будет всплеска идей, не будет пищи для фантазии, ничто не станет стимулировать воображение. Например, «стол» и «стул» — это сочетание не вызывает никакой эмоции, не дает никакой искры для развития истории, в этом сочетании нет столкновения конфликтов.

scale_1200 (16).jpg

Когда два ребенка, не сговариваясь между собой, называют по слову, то в большинстве случаев это будут непохожие друг на друга слова. Например, это могут быть «колокольчик — луноход», «крокодил — зонтик», «вампир — клюшка». Эти слова не являются противопоставлениями, но вместе с тем они совершенно не похожи друг на друга, их ничто не объединяет, между ними сложно найти какую-то логическую связь.

Вначале из выбранных слов необходимо создать словосочетания, используя падежи и предлоги: колокольчик в луноходе, крокодил под зонтиком, вампир с клюшкой. Чем больше мы придумаем, тем лучше, этот этап может проходить очень весело, если придумывать «неправильные» сочетания: луноход в колокольчике, зонтик из крокодила, вампир не клюшка. Такие словосочетания мы уже можем назвать картинами, потому что они уже сложились в какой-то образ. Далее из каждой картины мы будем придумывать различные ситуации. Они должны быть легкие, веселые, не скованные никакими законами. Всё, что придумано ребенком, — правильно, не надо останавливать развитие фантазии стереотипами и принятыми нормами. Пусть за одной интересной придумкой следует другая, еще более невероятная и красочная:

·         «Колокольчик в луноходе» едет на базар по болоту, потому что колокольчик — это живое существо и ему срочно потребовались новые рукавички;

·         «Колокольчик в луноходе» — вот что осталось от всей экспедиции, высадившейся на далекой планете;

·         «Колокольчик в луноходе» расцвел в тот момент, когда состоялась первая встреча с неземным разумом, и т. д.

Чем больше будет придумано ситуаций с каждым из словосочетаний, тем лучше.

Очень хорошо, если удастся придумать хотя бы несколько ярких, красочных деталей в каждой из таких картин:

·         луноход с зелеными колесами и разбитой фарой;

·         зонтик в горошек, а у крокодила порезана лапка;

·         у вампира длинный нос, а левый клык шатается…

А дальше каждая ситуация вырастает в самостоятельную историю. Чем веселей проходят занятия, тем больше пользы они несут и тем сильнее будет у ребенка желание вернуться к ним, продолжить развивать фантазию и развиваться самому.

Из личного опыта

Сама того не зная, я часто использовала бином фантазии Джанни Родари на интерактивных играх с детьми. Я просила двух ребят написать на доске любое слово. Один писал на той стороне, которая видна всем детям, второй — на обратной. Обычно, увидев, что написал первый ребенок, — допустим, это было слово «змея», остальные начинали улыбаться и обсуждать, какую сказку можно придумать про этого героя. Создавался эффект активного обсуждения и фантазирования, и еще было ожидание — что же написано с другой стороны доски? Как правило, когда я поворачивала доску и все видели второе слово, — например, слово «ведро», это вызывало бурный смех. Никто не ожидал, что там окажется такое слово, оно слишком не вязалось с теми предположениями, которые были сделаны только что. Яркая разница между словами была основой для создания комического эффекта. И дальше с этими словами нам предстояло играть, это было захватывающе интересно. Мы с помощью простых союзов и изменения падежей получали несколько словосочетаний:

·         змея в ведре;

·         змея с ведром;

·         змея на ведре;

·         ведро змеи;

·         ведро со змеями.

И начиналось настоящее развлечение — полет фантазии, развитие сюжета, игра в сказку. Потому, что сочетание двух несвязных между собою слов помогало детям придумать новые интересные ходы. Воображение и фантазия включались моментально, и это было необычайно весело, дети не работали, а играли. Мы обсуждали, какими могут быть змея и ведро — обычными или наделенными особыми свойствами. Разумеется, и змею, и ведро дети сразу же начинали наделять какими-то волшебными свойствами, придумывали различные детали и характеристики для создания захватывающей истории.

Какая это змея? Удав или анаконда? Какого цвета у нее чешуя? Есть ли у нее друзья и семья? Добрая или злодейка? Может быть, у нее болят зубы? Какая у нее цель и какие планы на будущее? Как выглядело ведро? Какие волшебные свойства могут быть у ведра? Может быть, они змее давали силы? Защищали от любых врагов? Наделяли особыми знаниями? Может, ведро было живым и пыталось сбежать от змеи?

А далее, используя уже полученные словосочетания, мы получали совершенно разные картины для создания истории. Их было невероятное множество, потому что дети играли, соревновались друг с другом.

Придумывать было интересным развлечением, а не унылой обязанностью. Обычно мы обсуждали каждое словосочетание до тех пор, пока не получался интересный яркий сюжет, побуждающий творить дальше.

Найдя близкий для себя сюжет, дети начинали бурно его обсуждать, домысливать и развивать историю. Они интуитивно выбирали самые яркие словосочетания, которые дают большое количество поводов для фантазирования. На этом этапе можно повеселиться от души, например при помощи разных деталей, и чем эти детали будут экспрессивней, тем лучше, змее можно добавить ноги, руки, заячьи уши, оленьи рога, павлиний хвост и тюленьи ласты (можно даже добавить антенну инопланетянина).

Чем ярче и необычнее персонаж, тем интересней дальше придумывать про него историю и тем красочней эта история получается. И конечно, детям гораздо интереснее учиться фантазировать и развивать свои навыки в веселой обстановке. Процесс сказкотворения должен протекать в дружеской, радостной обстановке, без критики и угрюмостей. Необходимо поддерживать любую идею ребенка, показать, что она может быть необычайно важной, что из нее может быть создан захватывающий сюжет. В такой обстановке дети начинают ценить свои идеи и идеи друг друга, что приводит к коллективному творчеству.

Дети активно фантазируют и лучше раскрываются как личности, когда понимают, что их ценят и ценят их выдумки. Только в таком случае результат гарантирован!

Используйте метод Джанни Родари не только в работе с детьми, но и для себя. Отпустите фантазию и сделайте её мощным оружием против скуки, клише, творческого кризиса и чистого листа.

Присоединяйтесь к нашим курсам и раскрывайте в себе новые таланты! Помните, что каждый человек имеет творческую жилку, силу воображения. С возрастом дар фантазии утрачивается, внутренний критик и бытовые проблемы его постепенно поглощают. Но именно воображение, фантазия и позволяют людям создавать уникальные вещи, быть гениями в своем деле. Не имея опыта и навыка фантазировать, очень трудно создать новую идею. С неработающей фантазией человек обречен быть исполнителем и потребителем чужих изобретений.

Светлана Кривошлыкова


Здоровый свет