Первая неделя сентября в «Экспоцентре» прошла, как всегда, по-деловому и празднично. В 15 выставочных залах царила Ее Величество Мода. CPM – ведущая выставка Восточной Европы, на которой определяются главные тренды и зимнего, и весеннего, и даже летнего сезонов будущего года.
Организатор выставка – компания Мессе Дюссельдорф Москва (Messe Dusseldorf Moscow) при участии Idego Compsny. Посетители имели возможность отсмотреть 1280 коллекций в самых разных сегментах, которые фактически затрагивают весь «одежный» спектр, а именно: женская и мужская, детская, вечерняя и спортивная, модная одежда большого размера. В выставке участвовали компании из крупнейших стран мира, которые получают государственную поддержку, в частности, Германия, Италия, Франция, Турция и Испания.
Первый день и первый час работы выставки сразу же показал, кто тут не хозяин. Это покупатель, и к нему надо выстроить правильный путь. Покупателей-то в первый день не было вовсе, а были исключительно профессионалы индустрии моды – рите йлеры, менеджеры, маркетологи. Уединившись на стендах, они решали свои проблемы, а на посторонних смотрели с некой долей недоверия. Меня несколько раз спросили, какую оптовую компанию представляю. Фотографировать разрешили только в павильоне Турции. Разговорившись с представителем одной итальянской фирмы, я поняла: все «фирмачи» боятся подделок, боятся, что их модели неумело скопируют, а потом ищи-свищи, кто и как украл идеи и разработки. Мы же, покупатели, осознаем, что примериваем подделку, когда видим кривоватые и грубые швы, плохие нитки, какие-то несуразные детали. Поди отличи настоящий ритейл от поддельного – с каждым годом это сделать становится все труднее. Тех, кто помнит фэшн-бум 90-х, когда наши бутики и рынки заполонила одежда из Турции, турецкими брендами не удивишь – все знают, где турки шьют, из чего и сколько их продукция на самом деле стоит. Кстати, в турецком павильоне никаких фотосанкций не было – снимай не хочу. Турецкие производители очень доброжелательны. Вот только одна загвоздочка – снимать особо было нечего.
В зоне особого внимания, безусловно, был сегмент Премиум. Что ни говори, а роскошь не чужда никому и ей, как говорится, «все возрасты покорны». Большой интерес вызывал и сегмент «Аксессуары и обувь».
В течение двух дней на выставке проходил традиционный форум, посвященный ритейлу моды Russian Fashion Retail Forum. Его тема была посвящена новым условиям и новым вызовам для дизайна, ритейла и сервиса. В частности, первый день форума после выступлений на глобальные темы, был посвящен цифровой среде и коммуникациям, а также визуальному контенту в моде. Всех ритейлеров интересовала проблема, как будет развиваться экспорт модной одежды из стран – членов ЕС, каковы тенденции в индустрии моды, как выживать в непростой среде индивидуалам, как строить стратегии в соцсетях, как организовать эффективные офлайн-продажи и т.д. Многие выступления специалистов и фокус-группы были организованы Высшей Школой Экономики. Только это учебное заведение курирует государственные программы: «Бренд-менеджмент в индустрии моды», «Баинг в индустрии моды», «Визуальный мерчандайзинг в индустрии моды», «Электронная коммерция в индустрии моды». Это единственные программы в сфере бизнес-образования в российской индустрии моды, которые признаны российской системой образования и по окончании которых специалисты получают государственный диплом. А с 2017 года введена программа магистратуры «Менеджмент и маркетинг в индустрии моды».