НА ФОРУМАХ
51
5
64
6
117
7

Состоялась конференция СЖС «Качественное образование - залог устойчивого развития страны»

Состоялась конференция СЖС «Качественное образование - залог устойчивого развития страны»

26 августа Союз Женских Сил  по поддержке гражданских инициатив и проектов провел zoom-конференцию «Качественное образование - залог устойчивого развития страны». Участниками обсуждения стали специалисты в области среднего и высшего образования, представители ведущих научных и образовательных центров, университетов и школ, бизнеса и общественные деятели из разных регионов страны.

В ходе конференции участники обменялись мнениями о плюсах и минусах дистанционного обучения, перспективах развития образования и современных подходах к формированию компетенций с учетом новых трендов. Эксперты и практики дали оценку опыту, приобретенному во время острой фазы пандемии, обсудили, как настроить образование на вызовы глобальной экономики и потребности общества, поговорили о перспективах партнерства государства, образовательной системы, бизнеса и общественных организаций для повышения качества образования.

Модератором конференции выступила   Инга Валерьевна Легасова, председатель Правления Союза Женских Сил, генеральный директор инвестиционно-торговой  компании «ООО РемиЛинг 2000», общественный уполномоченный по делам женского предпринимательства в Москве (омбудсмен), академик Международной Академии Менеджмента. Инга Валерьевна задала тон конференции, напомнив об этимологии слова «образовании» и элитной основе советской образовательной системы:

легасова.jpg- Само славянское слово «образ» означает некое изображение, созданное рукотворно - то, что является результатом конкретного человеческого действия. Образование – проявление образа, результат, который появляется в процессе осознанного действия. Со временем понятие «образование» стало обозначать учебу в том смысле, в котором из ничего не знающего и не умеющего малыша обучающими его людьми – родителями, учителями – постепенно создается образ мыслящего, думающего человека. Все мы – это то, чему нас научили.

Поколения людей, обучавшихся в средних школах еще в советский период истории нашей страны, имели счастье получить дворянское образование. Почему я так считаю? Потому что система школьного образования перешла к нам по наследству от гимназий царской России. В школьную программу советских школ входили произведения Пушкина, Толстого, Чехова, Бунина. Их произведения создавались для образованных людей, для людей своего круга, для дворян. А мы имели счастье учиться по этим произведениям. И многие науки – алгебру, геометрию, физику, химию, биологию, историю, географию – нам преподавали в той форме, в какой в дореволюционной России преподавали гимназистам, детям из дворянских семей. Мы все счастливцы, потому что получили настоящее элитное образование, причем получали его не только отдельные избранные люди, это была задача государства – дать качественное среднее образование всем детям, всем гражданам страны. Система среднего технического образования, существовавшая еще в царской России, а затем принятая в СССР, тоже готовила прекрасных специалистов рабочих специальностей. Была школа наставников, которые в процессе обучения передавали навыки и знания ученикам, и это очень активно работало. Поэтому мы имели качественный, профессионально подготовленный масштабный кластер людей, которые гордились своими рабочими профессиями. Это относится и к высшей школе - дореволюционная система университетского образования тоже считалась одной из лучших в мире, и многое из нее перешло в советскую систему подготовки студентов.

Вся система образования, на всех ступенях – от начального до высшего - должна быть нацелена на то, чтобы научить людей свободно мыслить, самостоятельно анализировать, делать независимые выводы и стимулировать человека к непрерывному обучению в течение всей жизни. Качественное образование – это залог экономического и социального благополучия общества, поэтому ставка на знания, развитие науки и системы образования должна стать национальным приоритетом нашего государства. Предстоит еще очень многое сделать, чтобы российское образование стало по-настоящему качественным – и государству, и общественным организациям, и всем нам. Именно поэтому Союз Женских Сил по поддержке гражданских инициатив и проектов проводит сегодняшнюю конференцию, в рамках которой мы сможем обсудить темы, которые волнуют всех нас.

Святенко И.Ю.p4518.jpgИнна Юрьевна Святенко, депутат Московской городской думы с 2001 года, член фракции партии «Единая Россия», член Совета Федерации от законодательного органа государственной власти города Москвы, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике начала свое выступление с того, что многие родители напуганы слухами о полной отмене образования в очном формате. Спикер отметила, что эти домыслы далеки от истины:

- Я вам официально заявляю, что очное образование будет сохранено и останется приоритетной формой обучения. Дистанционное обучение не может его заменить, но оно способно стать хорошим дополнением к очному формату. При этом в ряде регионов страны онлайн обучение может стать оптимальным форматом образования.

К примеру, когда я ознакомилась с жизнью Ненецкого автономного округа, где дети проживают на семейных пастбищах вместе с родителями, я поняла, насколько дистанционное образование важно и ценно в таких ситуациях. Для них возможность дистанционного обучения – большое благо, также как для многих и многих школьников, живущих в сельских поселениях, на удаленных от центра территориях. Благодаря современным технологиям дети из регионов имеют уникальную возможность получать консультации лучших педагогов и участвовать в дистанционных олимпиадах.

Также спикер отметила важность воспитательной компоненты очного образования и рассказала об изменениях, внесенных в закон «Об образовании» в июле 2020 года, касающихся не только обучения, но и воспитания школьников.

Кроме того, Инна Юрьевна представила лучшие электронные ресурсы цифрового обучения.

Песчанская Мария Леонидовна.jpgМарина Леонидовна Песчанская, уполномоченный по делам ребенка города Севастополя, также отметила необходимость применения традиционных форм обучения, сохранения живой связи «учитель-ученик-родители», которую ничем нельзя заменить, рассказала об эффективных формах сочетания очного и дистанционного образования.



Мосина людмила михайловна.pngЛюдмила Михайловна Мосина, директор Института психогенетики и эффективного поведения ИБДА, профессор, преподаватель ИБДА и ВШГУ РАНХиГС при Президенте РФ, говоря о необходимости привлекать в образовательный процесс ярких личностей, креативных и талантливых учителей, особенно в младшей школе процитировала высказывание известного ученого, нейрофизиолога Татьяны Владимировны Черниговской о том, что «в младших классах должны преподавать только «звезды».

- При дистанционном обучении передается в основном информация, а нам нужно передавать детям способы поведения. Учить их, как вести себя в разных ситуациях, научить детей общаться. Такие качества как социализация, умение коммуницировать развиваются только при очном формате образования. Это важнейшие компетенции детей будущего.

По мнению Людмилы Михайловны, при выборе формата обучения необходимо учитывать психофизиологические особенности каждого ребенка. И детям, и родителям надо предоставить выбор при принятии решения, какой форме обучения отдать предпочтение. При этом спикер напомнила, что чрезмерное использование гаджетов снижает когнитивные функции и ведет к ухудшению памяти.

МИхайлова.jpgЕвгения Исаевна Михайлова, президент Северо-Восточного Федерального университета им. Аммосова (г. Якутск), академик РАО, эксперт РНФ, председатель постоянно действующего открытого форума женщин Якутии «Подруги-Дьүөгэлэр», Почетный посол АРАССВА (международная организация, объединяющая 78 регионов из 6 стран Северо-Восточной Азии) рассказала об ИТ-ресурсах Республики Саха (Якутия), которые можно использовать в образовательном процессе, о создании эндаумент-фонда для поддержки талантливой молодежи, а также о технологиях обучения, используемых в отдаленных улусах Республики Саха (Якутия).


Третьякова Татьяна Васильевна .jpgТатьяна Васильевна Третьякова, директор Педагогического института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» (г. Якутск), д.п.н., федеральный эксперт по контролю качества образования провела презентацию, в которой представила проект, посвященный актуальности применения дистанционного образования для школьников и студентов в Республике Саха (Якутия), проживающих на удаленных территориях. Татьяна Васильевна сделала обзор перспективных форм онлайн обучения, которые позволяют якутским детям и молодым людям получить образование на уровне общероссийских и мировых стандартов. Кроме того, спикер подробно остановилась на методологии подготовки преподавателей при использовании дистанционного режима обучения.

Базилева Ирина Игоревна.jpgИрина Игоревна Базилева, руководитель программ обучения Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ, автор исследований и публикаций в области коммуникаций и методологии «обучения через всю жизнь» назвала несколько важнейших задач современного образования, в том числе - развитие компетенций, необходимых для практической деятельности, а также развитие науки и накопление знаний.

- Для решения этих задач нужно изменить подходы к обучению. Мы видим, что образование во всем мире становится все более открытым с точки зрения обмена теоретическими знаниями. Этот тренд надо развивать на всех ступенях образования. И в этом случае дистанционный формат – огромный плюс, потому что дает возможность получить лучшее образование из существующего на сегодняшний день.

Кроме того, спикер отметила необходимость внесения изменений в образовательный стандарт, поскольку сегодня он рассчитан на среднего школьника или студента. Сейчас есть потребность в применении индивидуальных образовательных траекторий, поскольку развитие сильных сторон студента дает гораздо больший эффект. Кроме того, по мнению Ирины Игоревны, необходимо расширять практическую составляющую образовательного процесса, создавать больше возможностей для взаимодействия и командной работы. Еще одна важная задача – развитие инженерного образования и образования в сфере новых технологий с привлечением работодателей в процесс обучения и подготовки специалистов.

Голубицкий Алексей Викторович-b.jpgАлексей Викторович Голубицкий, директор «Школы будущего» (Большое  Исаково), геоэколог, преподаватель географии провел презентацию, посвященную опыту работы Школы будущего в условиях пандемии:

- Вынужденный дистанционный режим привел к тому, что мы совершенно по-другому начали воспринимать миссию школы. Если раньше основным считалось обучение и воспитание, то теперь стали своеобразным центром стабильности. Когда люди оказались закрыты в небольших пространствах, когда обыденные ритуалы оказались нарушены, многие очутились в стрессовой ситуации. Людям нужна была поддержка. И мы решили, что школа может стать таким центром поддержки. Мы поддерживали связь с родителями с помощью «теплой линией» (в противовес общепринятой «горячей»). Мы разговаривали с родителями, выслушивали их каждый день. Директор школы, учителя, психолог, администратор школы ежедневно были на связи, помогали всем, чем могли.

Педагог представил небанальные способы психологической поддержки и мотивации учеников и их родителей в период самоизоляции, включающие игровые формы деятельности, флеш-мобы и другие виды активности, а также разные виды поощрения школьников.

ekaterina-rybakova.jpgЕкатерина Евгеньевна Рыбакова, президент, член совета и сооснователь  частной  филантропической организации Рыбаков Фонд, созданной для развития в России социально-образовательной среды поддержала точку зрения Алексея Викторовича Голубицкого на создание комфортной среды в школах. У каждой школы, по мнению Екатерины Евгеньевны, должны быть своя уникальная атмосфера, дружелюбная среда, своя стратегия развития и индивидуальный, творческий подход к преподаванию. Школа должна быть открытой и готовой к сотрудничеству с социумом. Спикер отметила необходимость поддержки учебных заведений со стороны сообщества, которое формируется вокруг школы, в первую очередь – со стороны ее выпускников. Это важно с точки зрения развития у школьников необходимых жизненных навыков, таких как коммуникативность, способность к взаимодействию, креативность, критическое мышление. Екатерина Евгеньевна рассказала о программе «Школа – центр социума», реализуемой Рыбаков Фондом.

Апевалова Зоя Валерьевна.jpgЗоя Валерьевна Апевалова, президент Межрегиональной общественной организации «Федерация женщин с университетским образованием», кандидат философских наук, доцент кафедры управления образованием и кадрового менеджмента Института экономики и  управления Российского государственного педагогического университета им. Герцена (г. Санкт-Петербург), лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга для молодых ученых познакомила участников конференции с международными образовательными кейсами и рассказала о трендах современного образования. Спикер назвала одним из перспективным направлений образовательной деятельности экспорт образования и отметила необходимость увеличения сегмента дисциплин и специальностей, преподаваемых на английском языке. Другой тренд - тренд стратегического мышления - подразумевает необходимость исходить из потребности экономики и востребованности конкретных профессий. По мнению Зои Валерьевны, у ребенка с самого раннего детства должно быть представление о том, какие профессии существуют, в чем их суть и преимущества. Для этого надо привлекать самых разных специалистов к работе с детьми и их родителями. Еще один тренд касается престижности педагогической работы. Сейчас из-за низкой зарплаты при очень высокой нагрузке многие сильные педагоги уходят из системы образования. Спикер также напомнила, что интеллект - это ведущий ресурс развития экономики любого государства, необходимо вкладывать в развитие образования, привлекать лучшие интеллектуальные ресурсы из других стран.

быкадорова.jpgИрина Юрьевна Быкадорова, генеральный директор Благотворительного фонда развития дошкольного образования, ориентированного на ребенка, - «Университет детства» в своем выступлении говорила о необходимости более взвешенного подхода к качеству дошкольного образования и повышении компетенций педагогов дошкольного образования. По мнению Ирины Юрьевны, основным критерием оценки качества дошкольного образования должно стать качество взаимодействия педагога с детьми. Кроме того, спикер рассказала об экспериментальном опыте работы сотрудников дошкольного образования в период действия режима самоизоляции с применением креативных и нестандартных методов.

Садовникова Жанна Витальевна.jpgЖанна  Витальевна Садовникова,  кандидат педагогических наук, директор ГБОУ «Школа № 56 имени академика В.А. Легасова» (г. Москва) говорила о необходимости создания условий для взаимообмена опытных и молодых педагогов и гармоничном сочетании очной и дистанционной форм обучения в образовательном процессе. Кроме того, Жанна Витальевна рассказала о создании в школе академических классов, обучение в которых будет происходить в сотрудничестве с лучшими российскими вузами. Также спикер отметила важность участия выпускников в жизни школы и необходимость выстраивать с ними эффективную коммуникацию.

Федяшина jpg.jpgЕлена Арфиевна Федяшина, преподаватель, бизнес-тренер и консультант, эксперт в области лингвистики, межкультурных коммуникаций, женского лидерства, менторинга, развития и оценки бизнеса, международный ментор и спикер, член Совета сообщества PRO Женщин Рыбаков Фонда, посол доброй воли Международного Альянса женщин посвятила свое выступление особенностям дистанционного обучения людей разных возрастных групп. Спикер рассказала о своем опыте дистанционной работы с людьми старшего возраста в рамках проекта «Московское долголетие». По мнению эксперта, дистанционное обучение - очень хороший формат для непрерывного обучения на протяжении всей жизни (Lifelong Learning). Важно научить людей учиться. Помимо этого, Елена Арфиевна поделилась опытом преподавательской работы в системе высшего образования, отметив, что студенты нередко недовольны качеством знаний, полученных в школе. Также спикер отметила необходимость предоставления педагогам свободы творчества в методах преподавания и создания для этого комфортных условий.

Подводя итоги конференции, Инга Валерьевна Легасова предложила участникам дискуссии обобщить и распространить успешный опыт дистанционной работы образовательных учреждений, полученный во время действия режима самоизоляции. Модератор отметила, что у любого гражданина должна быть свобода выбора формы и содержания образования, каждый должен самостоятельно решать, как и чему он хочет учиться - в какой системе, в каком формате, - поскольку только свободный человек может чувствовать себя счастливым.

Инга Валерьевна сказала, что обсуждение темы необходимых изменений в системе образования будет продолжено и пригласила экспертов и педагогов к участию в сентябрьской конференции «Нужна ли России Болонская система образования», которую Союз Женских Сил и Союз православных женщин совместно проведут в очном формате.

Полную версию конференции можно посмотреть на YouTube-канале СЖС: https://youtu.be/5Poajo7zlMg



Здоровый свет