НА ФОРУМАХ
72
140
104

Острые углы медицинской этики

Острые углы медицинской этики

Что вызывает проблемы общения между докторами, пациентами и их близкими? Можно ли предотвратить конфликты? Именно этим темам был посвящен бизнес-завтрак «Этика общения с пациентами и родственниками: как сгладить «острые углы», состоявшийся в Москве сегодня, 6 сентября. Его организаторами выступили Междисциплинарный центр реабилитации и «Союз Женских Сил».

«В последние 20 лет я так или иначе связана с темой благотворительности и волонтерства именно в области медицины, и совершенно уверилась в том, что моральные качества врача, его нравственная составляющая 100%-но являются показателями его профессионализма, - такими словами начала встречу основатель и коммерческий директор Междисциплинарного центра реабилитации Александра Славянская. – Мне не встречались мерзавцы, которые были бы при этом хорошими врачами. Поэтому можно говорить о том, что вопрос медицинской этики - это не проблема воспитания врачей, это вопрос качества медицинской помощи в России». Наталья Урмацких, генеральный директор информагентства СЖС, выразила надежду, что сегодняшнее собрание неравнодушных людей поможет преломить ситуацию. Ведь, пока мы не наметим векторы изменения отношения к пациентам и врачам как к «потребителям» и «поставщиками услуг», она останется критической и для тех, и для других.
В зале собрались представители всех заинтересованных сторон – врачи, делегаты пациентских организаций и благотворительных фондов, юристы… Практически, «Ноев ковчег»! Единственной категорией, оставшаяся не представленной в зале, оказались политики. Принять участие в бизнес-завтраке не согласились ни в одной из партий, хотя приглашали многих. «С одной стороны, это связано с выборами, - отметила Александра Славянская. – С другой, это очень символично. Вопросы медицинской этики волнуют всех, кроме тех, кто наверху. Хотя у меня есть глубокая уверенность, что если в России вспыхнут народные волнения, то либо по поводу медицины, либо по поводу пенсий».

4V4A8814.jpg
Формат встречи можно было охарактеризовать как «дружеское рабочее совещание». Сначала звучали доклады, потом начались прения.

4V4A9206.jpg

Вера Шастина, член стратегического и экспертного совета «Союза Женских Сил», главный врач ГБУЗ «Госпиталь для ветеранов войн №2» Департамента здравоохранения города Москвы, приехать на бизнес-завтрак не смогла, так что от лица руководителей медицинских учреждений выступал ее заместитель по организационно-методической работе Александр Морозов. В спорных вопросах, когда непонятно, как нужно поступать, нужно действовать по закону, резюмировал он. 

4V4A8887.jpg

Ольга Бадсон, учредитель группы «Рак излечим», представила «взгляд изнутри» - взгляд на проблему со стороны пациентов. Что ощущает человек, узнавший, что у него онкология? Шок, страх, гнев, депрессию. Что он слышит в столь непростой момент от врачей? Зачастую – следующее: «Чего вы к нам пришли? Мы такое не лечим!», «У вас есть еще ребенок? Ну, тогда переживете!», «Что вы бегаете за мной? Лечились в Москве – вот там и лечитесь!» Всё это – реальные реплики реальных врачей, услышанные больными и их родственниками. 

4V4A9047.jpg
Представителем психиатров и психотерапевтов на бизнес-завтраке стал Андрей Хаванов, заведующий отделением психо-социальной реабилитации, врач-психиатр МЦР. «Магия медицины не в аппаратах, не в технологиях. Она скрывается во взаимодействии врачей и пациентов, - говорил он. – Коммуникаторами не рождаются. Как и любой навык, коммуникация требует практики». Это еще великий Бехтерев считал: если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач.

4V4A9074.jpg
Виктория Агаджанова, директор благотворительного фонда «Живой», представляла благотворительные сообщества. Благотворители – прослойка между врачами и пациентами, а потому «прилетает» им от обоих! Приходится сталкиваться с медиками, считающими, что взрослых больных «не жалко», что те «сами виноваты» в своих бедах. С тем, что пациенты врут, манипулируют, ленятся и относятся к фондам как к мешкам с деньгами. «Вы моя последняя надежда», - с надрывом сообщает человек, заодно отправивший письмо еще в 25 благотворительных фондов и 15 корпораций. Потом оказывается, что его оперируют по месту жительства, а написать он решил «на всякий случай». «Я умираю, у меня липома!» - паникует другая пациентка. «Вы погуглили, что такое липома (доброкачественное образование, жировик)?» - осторожно спрашивают у нее. «Я не умею пользоваться интернетом!» И все бы ничего, но это тринадцатое письмо, пришедшее от нее по электронной почте…

4V4A9138.jpg

А что врачи? Заведующий отделением активной реабилитации МЦР Василий Купрейчик рассказал, что во время его обучения в медицинском вузе биоэтику давали всего на 4 занятиях, причем, посещение не являлось обязательным. «Нас не учили, как работать со стрессом», - говорил Купрейчик. Медик – априори человек неравнодушный, но когда в нерабочее время в ватсап сваливается 50 сообщений от пациентов, невозможно отреагировать на каждое. Причем, не формально, а с должным вниманием. «Вы плохой врач, не эмпатичный», – заключают после этого больные, каждый из которых для себя – один-единственный. Но от неправильного понимания эмпатии врачом – один шаг до профессионального выгорания. 

4V4A9253.jpg

«Мозаичное понимание медицинской этики у нас получилось, - подытожила в конце встречи Александра Славянская. – Хотя на Западе тоже с этого начиналось, так что у нас есть надежда на изменение ситуации».

Одними разговорами дело не закончится. После выборов, когда депутаты смогут думать и о других жизненных вопросах, коммюнике будет передано для ознакомления профильным законодателям. Прочесть его можно вот здесь.

Врач и больной. Почему они не слышат друг друга?

Новые проекты МЦР

Александра Славянская: Иначе мы не люди



Здоровый свет