НА ФОРУМАХ
32
1
235
2
184
2

Евгения Свиридова. Женщина и фотография

Евгения Свиридова. Женщина и фотография

Однажды, на светском рауте в кругу искусствоведов и критиков разгорелся нешуточный спор: искали причину, по которой в истории изобразительного искусства практически не встречаются женщины-портретистки. После жаркой дискуссии самой жизнеспособной версией оказалась: женщины не умеют дружить, поэтому одна женщина никогда не нарисует другую так же красиво, как это сделал бы мужчина, любящий женщин по природе своей. Конечно, это анекдот. Но доля правды в этом, вероятно, присутствует. Иначе как объяснить тот факт, что почти до 70-х годов прошлого века искусство фотографии было тотально мужским полем деятельности. О том, как женщина вошла в мир фотографии и изменила его, мы спросили у Евгении Свиридовой, профессионального репортажного фотографа и мастера живой фотографии.

- Как ты считаешь, женская рука изменила фотографию как жанр, как явление?

- Мне кажется да. Я думаю, что женская фотография добавила больше чувственности. Женщина изначально склонна больше чувствовать, она может создавать со своими героями и пространством какие-то более глубокие отношения и передавать это в кадре. Однозначно, женская фотография очень сильно отличается от мужской. Она не лучше, она просто другая. Если смотришь фотографии Энни Лейбовиц, видишь, как сильно они отличаются от того же Питера Линдберга, потому что там смотрит мужчина, а здесь видно - смотрит женщина. И каждый видит со своим акцентом.

4V4A1291.jpg

Фотопроект «Дэрем». Автор фото: Е.Свиридова.

- Что делает фотографию действительно живой?

- Это очень просто, но над этим приходится поработать. Я назову три составляющих: доверие, вовлеченность в процесс и то, что я называю «доверие к пространству». Это большая чуткость к пространству, к тому в каком состоянии человек был в данный момент, здесь и сейчас. Чаще всего для моих моделей именно эти кадры играют очень значимую роль. У нас была сьемка, когда мы снимали женщину. Мы много говорили. И вдруг я понимаю: в ней включилась настолько мощная земная женщина с такой тягучей силой и энергией, когда женщина с вызовом смотрит на мир, знает: она красивая, и гордо несет это в мир. И это состояние длилось минут 10, мы это снимали. У нас потом у обеих дрожали руки, потому что такая энергетика творилась, она говорит, что этот кадр изменил ее жизнь. Потому что она впервые в жизни посмотрела на себя так, как никогда себя не видела. И это очень сильно на нее повлияло.

4V4A9935.jpg

Автор фото: Е.Свиридова.

- Что важнее: техника или способность чувствовать жизнь в кадре? Можно ли снять на «мыльницу» гениальный снимок?

- Мои друзья говорят, что я снимаю на палец. В первую очередь все зависит от того, как фотограф умеет соединяться с пространством, а на что снимать – это уже вторично. Техника просто дает больше возможностей, больше скоростей, например, когда я снимаю концерт, я понимаю: как бы я классно ни снимала, на айфоне я просто физически не смогу это снять. Но при этом даже на телефон можно снять такой кадр, что он запомнится. Когда я снимаю концерты «ЧайФ», я всегда снимаю и на камеру, и на телефон. И с телефона сразу отправляю пресс-атташе для соц.сетей, чтобы выложить их зрителям. Конечно, по качеству они хуже, но в них тоже есть своя магия.

IMG_6267.jpg

Создатель первых домов на колесах в России А. Зурбаганский. Автор фото: Е.Свиридова. Снято на iphone.

- Кто был твоим первым редактором и критиком?

- Я думаю, я сама. Я никогда не мечтала быть фотографом. Я была как все, хотела стать: космонавтом, начальником, генеральным директором. Прагматик, физик по образованию, я закончила физико-технический факультет по направлению биомедицинских систем. И конечно, когда я начала снимать, первым критиком была я сама. А потом в моей жизни стали появляться люди, которым я показывала свои работы, мне стало интересно мнение более опытных коллег. Одним из таких людей, мнение которого для меня было очень важно, это был мой хороший друг Александр Федоров, он тоже фотограф. Я у него брала частные уроки. И долгое время я сверялась с ним, пока искала свое собственное звучание. Сейчас, наверное, никто. Если я довольна тем, что получилось, значит это круто. Так как я предъявляю к себе очень высокие требования, угодить которым непросто.

4V4A9270.jpg

«Несчастный случай» в Главклубе 2017. Программа «Что мы имели в виду». Автор фото: Е.Свиридова.

- Как ты считаешь, критика коллег по цеху конструктивна, или несет в себе оттенок конкуренции?

- Есть такая притча о мудреце с учеником, которые встретили по дороге в монастырь женщину. Та ни с того ни с сего начала ругать их последними словами. Мудрец прошел совершенно не замечая злословящую женщину, а ученик, задетый несправедливыми упреками, спросил мудреца: «Как же так?! Мы же ей ничего плохого не сделали, за что она так с нами?» И мудрец ответил: «каждый человек приходит в твою жизнь с даром. И твое право либо принять этот дар, либо пройти мимо. Я выбрал пропустить ее слова, ты выбрал принять ее дар». Поэтому, когда я слышу какую-то критику, если в ней есть доля конструктива, хорошо, я это учту, поблагодарю. Если я понимаю, что это зависть – это не моя история. Это их зависть, а я прохожу мимо, и внутри желаю, чтобы человек больше верил в себя и свои силы.

4V4A6273.jpg

«ЧайФ» и оранжевое настроение в Крокус-сити Холле 2018. Программа «Зимняя акустика. Немного похоже на блюз». Автор фото: Е.Свиридова.

- Что отличает классную фотографию от обычной?

- Ой, настолько сейчас эти границы стерты, столько много появилось фотографического контента, что люди, которые не занимаются фотографией профессионально, они этой разницы просто не видят. Это профессионал может посмотреть на фото, и у него мозги начинают закручиваться: как же он это снял? Я могу час сидеть и расковыривать этот кроссворд. А для обычного человека, мне кажется, главный критерий – это просто: нравится или нет. И не важно в тренде автор или нет. Тебе нравится, как он это делает, тебя завораживает, захватывает кадр – значит, это твое.

4V4A0477.jpg

Владимир Шахрин. Концерт «ЧайФ» в Главклубе 2017. Автор фото: Е.Свиридова.

- Кроме съемок концертов известных рок-групп, в какие проекты ты вовлечена сегодня?

- Мы с моей командой возобновляем наш проект «Я - стихия», в котором мы через женщину раскрываем какую-либо стихию. Мы взаимодействуем с женщиной, узнаем какая ей стихия в жизни ближе, и раскрываем ее, как эту стихию в кадре. И нашей главной идеей является передать в кадре ощущение от стихии. То есть, не буквально «поджигаем волосы – и вы огонь», а именно, чтобы зритель, когда видел этот кадр, ощущал это огонь внутри так же, как модель. Мы приглашаем обычных женщин любого возраста, позволяя им прочувствовать это, прожить и привнести в свою жизнь свои новые грани. И что важно- все эти кадры, все эти «разводы», сняты вживую, а не нарисованы в графическом редакторе после.

4V4A8489.jpg

Проект «Я- стихия». Огонь. Автор фото: Е.Свиридова.

Вода_Лея_4.jpg

Проект «Я- стихия». Вода. Автор фото: Е.Свиридова.

- Съемка вашей мечты: кого или что бы ты хотела снять?

- Если говорить про концерты, то мне, конечно, хотелось бы очень поработать с Роллингами. (Rolling Stones – прим.ред.) Это сумасшедшая энергетика. Недавно я работала с афишами для Маргулиса с Романовым, серьезная работа была, но веселая. Вот для Джаггера тоже хотелось бы серьезную афишу сделать. Если из российских звезд выбирать, то мне бы очень хотелось с Земфирой поработать. Мне интересно ее творчество, ее фактура. Мне интересно, как она «ляжет» в мое видение. А если говорить в принципе про портреты, мне бы очень хотелось сделать портрет Энни Лейбовиц. Меня восхищает эта женщина. Она не мой кумир, но меня восхищает тот путь, по которому она прошла, те работы, которые она делает. Насколько смело она это делает. Она высмеивает бренды, которые у нее же заказывают рекламу. Это такой уровень доверия ей! Тот же календарь Pirelli 2016 года, который она первая сняла, показав женщин без глянца, без фотошопа. Такими какие они есть в жизни. И эту идею развил в календаре дальше в 2017 Питер Линдберг. И это так круто. Это значит, что ей настолько доверяют в профессии. Это показатель уровня влияния женщины. Меня это восхищает.

035__4V4A9682.jpg

Владимир Шахрин и Владимир Бегунов, «ЧайФ» в клубе «16 Тонн» 2018. Е.Свиридова.

- Для многих фотография – это хобби, а какие хобби бывают у тех, для кого фотография – работа?

- Я думала об этом. У меня все хобби околофотографические. Когда я начала погружаться в мир фотографии, я пошла в художественную мастерскую. Три года училась там писать маслом, гуашью, графикой занималась, чтобы научиться видеть тень, свет, пятнами научиться видеть. Потому что фотография, собственно, и вышла из живописи. Умение видеть картинку – это очень важно. Это привело к тому, что когда мне надо о чем-то подумать, у меня есть арт-альбом, я его открываю, беру фломастер и могу часами какие-то линии выводить. В этот момент у меня структурируются мозги. И соответственно я нахожу ответы на свои вопросы. Это как пример хобби. Еще одно мое хобби – я много занимаюсь телесными практиками. Работаю сама с собой, являясь целителем -тета-хилером. Я могу работать с людьми, у меня есть для этого образование, но я ограничилась работой над собой или с самыми близкими. Тета-хилинг – возможность работать с ментальным пространством человека, где находятся различные его убеждения об этом мире и возможность изменять их. Это работа на уровне энергетики. Саму методику разработала американская целительница Вианна Стайбл. И у нее есть курсы подготовки целителей. Я прошла первые две ступени, чтобы работать с собой и другими. Но дальше не пошла, потому что это не мое жизненное призвание. Да, это у меня получается очень хорошо, но это не мое.

4V4A3178.jpg

Андрей Макаревич и «Машина времени», концерт в отеле «Корстон» 2018. Автор фото: Е.Свиридова.

- Ушло время «темных комнат с красными лампами», проявочных, пленки. Что ждет фотографию в будущем?

- Я думаю, что фотография будет становиться более интерактивной. Потому что мир сейчас наполнен качественным фотоконтентом, глаз человека уже заедается. И задача фотографов – создать еще более необычный визуальный ряд. Это будет создание каких-то симбиотичных фишек, как мне кажется. Настолько это для меня бездонная тема, что надоесть это не может. И помимо интерактива, есть еще одна важная вещь. У нас сильно меняется мир в сторону женщин. Женщины все больше выходят на передний план, меньше находятся в тени мужчин. Фотография будет еще очень сильно трансформироваться за счет чувственности людей. Насколько человек открыт миру. Потому что, чем больше фотограф открыт миру, тем уникальнее кадр у него получается. Тем больше он показывает то, что видит сам изнутри. И тогда творится настоящая магия. И любое дело у него будет невероятным. Почему существуют гении? Они настолько открыты этому миру, что слышат его здесь и сейчас. И просто берут, и делают и доносят это до других. И самое главное, что эта гениальность есть в каждом. Если человек готов открываться, эти качества будут проявляться в нем все сильнее и сильнее.

4V4A0847.jpg

Владимир Шахрин перед традиционным концертом в Саду Эрмитаж, 2018. Е.Свиридова.

- Чего ждешь от будущего ты сама?

- Только счастья. Исключительно. Три месяца назад я приняла решение быть в своей жизни счастливой. И этим я и занимаюсь. На самом деле, в русской женщине очень сильно запрограммированно - либо несчастье, либо на счастье путем большого несчастья. Обязательно счастью предшествует какая-то жертва, либо счастье достигается путем долгих испытаний. Я приняла решение, что не хочу этих историй. Испытания и жертвы мы вычеркиваем, и сразу переходим к счастью. А что делает меня счастливой? Это я сама, во-вторых мои близкие, моя семья. Дочка растет здоровой и счастливой. Я расту вместе с ней, и меня это вдохновляет. Я счастлива, что смогу передать ей свою любовь, свой опыт. Она знает, что рядом всегда есть такой человек, который принимает ее всегда, безусловно, что бы она не сделала. И конечно же, у меня есть большая мечта и в профессии: я очень хочу работать на международном уровне, и в Европе и в США, по всему миру. Поэтому параллельно я еще стараюсь не терять английский.

Как мне друзья говорят: Жень, у тебя все равно все мечты сбываются, даже самые невероятные, поэтому просто начинай уже мечтать смелее и готовься к ним заранее.

IMG_6422.jpg

Евгения с дочкой Катюшей. Автопортрет, 2017г. Снято на iphone.

IMG_1230.jpg

Е. Свиридова за работой на концерте «ЧайФ», традиционный летний концерт в Саду Эрмитаж, 2018г. Автор фото: О.Лосева.



Здоровый свет