НА ФОРУМАХ
59
1
264
2
189
2

Путь Будды

15454f8ecd123f292ad52eff48ad8db1.jpg

Буддизм – одна из основных мировых религий и самая первая мировая религия. Как у всякой религии у нее есть основатель, а именно Будда (Просветленный), так называли его ученики и последователи. Но он не всегда был Буддой. Когда-то основателя буддизма звали Сиддхартха Гаутама, и родился он в восточной Индии (теперь Непал) в семье правителя народа шакья. Но его матушке, царице Махамайя, во время беременности приснился сон – что родится у нее сын и будет либо великим правителем, либо великим святым (садху). Почему-то папаше, царю Шудходдама, не понравилась идея, что его сын будет садху. И принца Сиддхартха с рождения не выпускали за стены дворца. Он уже  и женился на прекрасной Яшодхаре, уже и сын у них родился, как принц впервые оказался на улицах города (и куда только стража смотрела). И так четыре раза. В первый раз Сиддхартха увидел худого сгорбленного старика и страшно удивился, узнав, что все люди стареют, и это неизбежно. Во второй раз принцу встретился молодой, но очень больной мужчина. Оказывается, и здоровье величина не постоянная.  В третий раз повозка будущего правителя пересеклась с похоронной процессией. Так Сиддхартха понял, что и жизнь не вечна. «Если старость, болезнь и смерть неизбежны, то тогда бессмысленны юность, здоровье и жизнь», - так начал думать Сиддхартха, как ото сна пробудившись от своей роскошной беспечной жизни. И, наконец, в четвертый раз он встретил садху (святого), считавшего, что он скиталец в этом мире, в этом царстве сансары, где все конечно, и где невозможно обрести свой дом. Принца поразило, что люди смиренно принимают свою участь – не хотят стареть, но стареют, не хотят болеть, но болеют, не хотят умирать, но умирают. Он начал постигать состояние сансары – постоянное становление человека через старость, болезнь и смерть.

То, что мы есть сегодня, — это следствие наших вчерашних мыслей, а сегодняшние мысли создают завтрашнюю жизнь. Жизнь — это порождение нашего разума
В одну из ночей полнолуния Сиддхартха, оставив жену, сына и роскошную дворцовую жизнь, отправляется на поиски истины. Сначала он практиковал йогу. Усмирял плоть (усмирение плоти обязательное условие духовного роста) – не ел, не спал, не мылся, ходил нагим. Так продолжалось шесть лет. Этот период жизни называется в буддизме «продвижение». В своем аскетизме Сиддхартха достиг небывалых высот, у него появились последователи, но он понял, что этот путь не приведет его к истине. И отправился дальше. Ученики обиделись, что он снова стал есть, спать и одеваться, и оставили Сиддхартху. Бродил он, бродил от одного учителя к другому, но не находил ответа  на свои вопросы. Тогда кинув шапку оземь, он сказал – Не сойти мне с этого места, пока не получу просветления! А то место оказалось сенью большого дерева джамбу недалеко от реки. Под ним и уселся неподвижно бывший принц, полный решимости обрести просветление, даже если плоть его увянет, а кровь высохнет. И, сконцентрировавшись, стал медитировать. Это очень характерно для буддизма – тишина и бездействие дают больше, чем шум и суета.

Если бы кто–нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой — величайший победитель в битве
Ну вот – сидит он, сидит, контролирует свое сознание, ибо без контроля нет просветления. А его злые силы всячески пытаются сбить с панталыку, то есть отвлечь его сознание от самосозерцания, самопогружения и внутреннего покоя. Конкретно же, Яма, Господин Смерти, поняв, насколько важными могут быть истины, если они будут осознанны Сиддхартхой и принесены людям, пытался помешать ему сделать это. Будде понадобилась вся его решимость и все его умения, чтобы не свернуть  с выбранного пути, отбросив все сомнения и колебания. И он выстоял в этой трудной внутренней битве и победил! Произошло это опять таки в ночь полнолуния месяца весак (мая по-европейски). Медитируя на восходящую звезду Сиддхартха обрел наконец просветление, к которому шел так долго и трудно. Это событие, когда бывший принц стал Буддой, вышедши из мрака невежества и обретя истину, называется в буддизме «великим пробуждением». После этого события Будда становится мудрым и сострадательным, и осознает, что его предназначение – нести свет истины людям. Сначала ему встречаются его бывшие последователи. Они долго не могут поверить в то, что говорит им Будда, ведь они помнят его еще Сиддхартхой, тем самым, в котором они когда-то разочаровались. Но Будда говорит так страстно и убедительно, что они начинают верить ему, верить «четырем благородным истинам», составляющим основу буддизма: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Так Будда начал свой путь странствующего проповедника. Девять месяцев в году нес он свет истины в массы, а три месяца проводил в уединении, тишине и молчании. То есть, если кто думает, что буддизм все-таки религия бездействия, так это не так, и жизнь Будды тому пример.

Не отвечайте злом на зло, иначе злу не будет конца. В ответ на обиду поцелуй врага своего, и ему станет намного больнее
Будда ходил от селения к селению, и его последователей становилось все больше, что важно – они были из разных каст, а для Индии кастовое деление подобно пропасти между людьми. Но каждый находил в учении Будды что-то важное для себя. Наиболее рьяные его ученики образовали монашескую общину, но были и миряне, которые становились приверженцами учения, не отрекаясь от своих семей и мирских дел. Это привлекло к Будде еще больше людей. Допускали даже женщин, хотя Будда относился к ним достаточно настороженно.
Умер Будда спустя сорок лет после начала своей проповедческой деятельности, то есть примерно в возрасте семидесяти пяти лет. Ушел он из жизни в состоянии медитации, чуть склонившись вправо и поддерживая голову рукой. Буддизм говорит, что ушел он в Паранирвану. Это такая совсем уже окончательная нирвана, после которой невозможно перерождение (реинкарнация), потому что Будде оно не нужно – он достиг высшей стадии просветления. Произошел этот переход недалеко от города Кушинагара. Своим преемником он никого не назначил, желая, чтобы община (сангха) оставалась относительно неиерархической организацией.

Всякая усиленная привязанность ко всему земному — страдание 
Я уже начинала здесь говорить о буддизме, и вот недавный рассказ Веры показал, что интерес к этой религии есть в народе, а потому возвращаюсь. Расскажу потом, как становятся буддистами, какие отмечают праздники и кто в нашей стране исповедует буддизм.
В тексте использованы афоризмы Будды.

О буддизме
Что такое мантры

Здоровый свет