НА ФОРУМАХ
24
1
233
2
182
2

Где покупаете – там и спорьте

Минэкономразвития предложило создать онлайн-платформу для внесудебного урегулирования споров между интернет-магазинами и покупателями. Предполагается, что площадка будет работать по принципу саморегулирования.

"Коммерсант" сообщает, что директор департамента развития малого и среднего предпринимательства МЭР Максим Паршин направил письмо с такой инициативой в заинтересованные бизнес-сообщества. В нем он сообщает, что количество жалоб интернет-покупателей растет, а вместе с этим увеличивается и нагрузка на судебную систему.
В числе адресатов  Торгово-промышленная палата, "Опора России", "Деловая Россия", Национальная ассоциация дистанционной торговли (НАДТ), Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), Институт развития интернета (ИРИ), Ассоциация европейского бизнеса, Союз потребителей РФ и Международная конфедерация обществ потребителей.

Паршин предлагает обсудить создание площадки по образцу европейской,  где жалобы потребителей рассматриваются нейтральной стороной без участия судебных инстанций. На платформе принимаются претензии только резидентов ЕС в отношении товаров и услуг (кроме медицинских и образовательных), купленных в Интернете вне зависимости от места регистрации продавца.

В ведомстве видят работу платформы следующим образом: пользователь регистрируется на площадке и подает жалобу в электронном виде, приложив к ней документы, доказывающие, что интернет-магазин нарушил его права. После этого определяется организация, которая рассмотрит жалобу и примет окончательное решение в течение 90 дней.

Минэкономразвития  предлагает участникам рынка высказать свои соображения по 12 ключевым пунктам:

1. Целесообразность внедрения подобного механизма внесудебного урегулирования споров между интернет-продавцами и их покупателями;

2. Возможность применения арбитража при трансграничной торговле;

3. Сфера применения механизма – только в РФ или на территории ЕАЭС;

4. Возможные изменения в законодательстве о защите прав потребителей, в случае, если будет решено реализовать такую схему арбитража;

5. Возможность попробовать предложенный механизм разрешения споров в режиме эксперимента,  без изменений в законодательстве;

6.  Создание единого независимого органа по внесудебному рассмотрению споров между покупателем и продавцом. Как вариант - создание нескольких саморегулируемых организаций (СРО), которые будут разрешать конфликты в отдельных сегментах рынка, в зависимости от категории реализуемых товаров и услуг;

7. Возможность для арбитражных органов по итогам рассмотрения жалоб накладывать санкции на продавцов (предупреждения, материальная ответственность и др.). Механизм обжалования этих решений в суде;

8. Источник финансирования СРО, выполняющих функцию арбитража;

9. Следующий вариант схемы финансирования. Создание единого "гарантийного фонда" на базе СРО, в который продавцы будут отчислять определенные суммы. Из данного фонда будет  оперативно выплачиваться компенсация покупателю, если арбитражная организация примет решение в его пользу. После чего соответствующая сумма будет взыскиваться с "провинившегося" продавца;

10. Диапазон цен (минимальная и максимальная цена) товара/услуги, при котором покупатель может обращаться в арбитражную систему;

11. Возможность внедрения регистрации интернет-магазинов в неких "соответствующих реестрах";

12. Опыт электронных торговых площадок и интернет-магазинов по выстраиванию системы урегулирования споров с покупателями.

Интернет-сообщество неоднозначно отреагировало на инициативу Паршина.

500031f91ffe840cfaea5015054ac382.jpg

Здоровый свет