НА ФОРУМАХ
35
173
2
305
2

В Москве прошел V Социогендерный Форум

26 октября 2023 г. в Финансовом университете при Правительстве РФ прошел V Российский социогендерный форум "Институт семьи как эпицентр формирования духовных ценностей и идентичности нации".

20231026_110955.jpg

Учредитель – Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

Модератор и идейный вдохновитель – профессор, заслуженный деятель науки РФ Силласте Галина Георгиевна,  руководитель Научной Школы,Председатель Исследовательского комитета «Гендерная социология» Российского общества социологов, член Научно - Экспертного Совета «Социогендерные ресурсы общественного развития».    

V Социогендерный Форум отразил процесс последовательной преемственности Финансового университета и Научной школы организации Российских и Международных Гендерных чтений, посвященных Е. Дашковой и впервые открытых в России кафедрой социологии Финансового университета, в 1997 году.

Форум акцентировал внимание на остро актуальной проблеме настоящего и будущего одного из основополагающих социальных институтов развития общества - семье и ее ценностном содержании, как духовной основе нации в условиях вызовов и угроз резкого идеологического и военно-политического противоборства России и коллективного Запада.

Интенсивная динамика развития социогендерных отношений в России и мире выносит на дискуссионную поверхность и ставит на повестку дня все более и более сложные вопросы ценностного развития социальных институтов семьи, родительства, материнства, отцовства и детства в современном страновом пространстве, в нестабильных условиях современной политической обстановки.

Именно институт семьи стал в условиях развернутой глобализации и цифровизации, возрастания военно - политической напряженности, тем эпицентром столкновения интересов и идеологического противоборства, в котором сконцентрирован мировой опыт развития человечества в целом. Предмет обсуждений и фокусного внимания участников Форума - духовные ценности и идентичность личности, формируемые в семье и ретранслируемые в общественную среду.

Семья как социальный институт и малая группа, формирующая духовные ценности и идентичность – от личности до нации: социальные ресурсы семьи (культура и память, поколенческие ценности и преемственность, духовность и взаимопомощь, знания и служение Отечеству, труд и самоотдача) в развитии общества, личности и государства в борьбе за наши традиционные духовные ценности и веру, национальный суверенитет России и уверенное будущее детей.  

Пленарное заседание открыла Галина Георгиевна Силласте.

Силласте20231026_112611_edit_21776416918029.jpg

В своей речи профессор призвала всех с вниманием отнестись к тем объективным переменам, которые происходят в мире и не могут не затрагивать общество в Российской Федерации: “Почему-то мы все время хотим жить с вами с повернутой назад концептуально головой. Это приносит один результат - непонимание тех внутренних процессов , которые происходят в нашей стране и в мире в целом. Думаю, что Шекспир был абсолютно прав, когда писал “Ничто не вечно под луной”. Да, ничто не вечно, тем более социальная реальность, которая меняется”, - сказала она.

“Мы перешли к новому миропорядку, который сменил нормы, и который меняет эти нормы до сих пор. Мы сейчас вынуждены жить и творить, несмотря ни на что, в условиях социально-политической конфронтации двух мировых систем. В 21 веке коллективный запад предпринимает по существу шестую попытку изменить и перекроить под свои планы мировой гендерный ландшафт за счет войны с Россией”.

Галина Георгиевна обнародовала данные, которые ее исследовательская группа получила в результате реализации проекта “Женщины и демократизация в России 30 лет спустя”. Опрос провели второй раз - через 30 лет после первого в России опроса общественного мнения женщин по важным социально-политическим и экономическим вопросам ( в 1989 - 1991 годах). Как выяснилось, за 30 лет произошли кардинальные изменения.  

Исследователи ставили перед собой главную задачу - понять, в какой мере деструкция новых норм миропорядка, который распространяется в мире, приходит в наш быт, входит в наши представления, меняет ли она их или нет; какие позиции приняты из норм западного гендерного порядка в России, а какие практически не приняты и не могут быть приняты по целому ряду причин.

Прошло 30 лет после распада СССР. Как сегодня наши российские женщины характеризуют современную стадию развития российского общества. Какое общество мы строим? Как это понимается массовым женским сознанием?

Я приведу следующие цифры: 29 % женского населения считает, что мы строим общество, в котором от социализма полностью не ушли, а к классическому капитализму не дошли .

Другая треть думает:  “для меня это непонятное общество”. И третья - это не что иное как государственный капитализм. Вывод - вопрос остался открытым. Самая маленькая группа, которая считала, что у нас развитое капиталистическое общество, составила всего лишь 6% опрошенных. Только 15% женского населения в России уверены и в будущем своей страны, и в будущем своей семьи - это говорит о том, что у нас уровень социального оптимизма за последние десятилетия не увеличился.

В центре миропорядка для каждого человека семья - это самый гражданский, самый близкий любому человеку институт. Меняется сила акцента влияния семьи. Мы говорим сегодня, что семья - это не просто малая группа в системе социального порядка, гендерного порядка. Прежде всего на первый план встает усиление роли семьи как социального института и влияние семьи на общий процесс регулирования порядка в обществе. Семья сегодня из объекта государственного патронажа превратилась в субъект духовно-политического воздействия и национального суверенитета. Это новые акценты”.

Профессор Силласте особое внимание уделила тому, что мировой социальный порядок и социогендерный порядок как его элемент , в настоящее время переживает процессы социальной тектоники. Она акцентировала именно этот термин - тектоники, а не трансформации.  А в эпицентре атакующих факторов оказался такой самый древний, самый базовый институт жизни людей, как семья. История еще не знала примеров, когда институт семьи становился бы в эпицентре мировоззренческого, и даже более того - политического противоборства.

Докладчик отметила, что “отмахиваться от проблемы однополых отношений и говорить, что все это “пошлость”, - очень недальновидная позиция. Сегодня это настолько ярко выражено и уже так на поверхности, что, нравится нам это или нет, а приходится искать разъяснения этого негативного явления.

Студентам на вопрос, что такое “новый гендерный порядок”, я отвечаю следующим образом: Новый Гендерный Порядок - это система социальных норм, правил и законов, которая регулирует отношения между обществами мужским и женским, и социальными институтами в интересах обеспечения гендерного равноправия, способствующих соблюдению интересов мужчин, женщин и семьи… В эпицентре гендерного порядка - достижение гендерного равноправия”.

Профессор подчеркнула, что “равноправие” - это не синоним “равенства”. “Исследование показало. что главные векторы сегодня - это равные возможности для женщин в самореализации, и второе - это равные права мужчин и женщин, которые гарантированы институциями Российской Федерации. Довольно большая группа опрошенных ставит вопрос о равных правах мужчины и женщины, жены и мужа в семье. Этот мотив с каждым годом  поднимается все активнее. Полная эмансипация женщин, которая в 60-е годы была на первом месте, сегодня занимает место последнее”.

Важный аспект, продвигаемого на западе Закона об однополых браках и о том, что родители одного пола имеют все законные права, выделила г-жа Силласте: “У меня вопрос - а откуда дети будут у них браться? И один ответ: параллельно с развитием института однополых браков будет развиваться нелегальный рынок торговли детьми. Одно порождает другое. И если в 90-х годах мы говорили об этом в порядке абсурда, сегодня уже это является реальностью. Вывозить детей будут и из Украины, и из России”.

В выступлении Инги Валерьевны Легасовой, Председателя Правления Союза Женских Сил  по поддержке гражданских инициатив и проектов ,, кандидата экономических наук, главный акцент был сделан на формирование образа многодетной традиционной семьи, как идеала и основы национального самосознания и национальной самоидентичности.

Союз Женских Сил” в содружестве с женщинами из социал-демократической и коммунистической партий, Всероссийским общественным движением Матери России,  Союзом православных женщин, утверждают, что образом будущего Российской Федерации должна быть традиционная семья - многодинастийная и многодетная. Мы за это выступаем и считаем, что такая семья и есть образ устойчивого будущего Российской Федерации. Начиная с 2012 года в нашем государстве появилось много мер по стимулированию рождаемости - от увеличения пособия на первого и второго ребенка до материнского капитала, есть много других мер поддержки многодетных семей.

Материнский капитал стал одним из самых действенных методов стимулирования рождаемости. Так с 2007 года в России родилось 2 500 000 детей, которые могли бы не родиться, если бы не было материнского капитала. Если целевая государственная поддержка для развития многодетной семьи будет продолжена, то это даст возможность вернуться к расширенному воспроизводству населения. Мы не должны забывать об экономике. Потому что воспроизводство может быть простым, а может быть расширенным. Мы на сегодняшний момент даже к простому воспроизводству населения не подобрались. Я хочу вернуться к словам Дмитрия Ивановича Менделеева, который утверждал что для того, чтобы при нашей территории страна экономически развивалась, необходимо население не менее 500 млн человек, он в начале 20 века обозначил эту цифру. Но, чтобы достичь такой численности, мы должны оказывать помощь молодым семьям и поддерживать многодетные семьи. Необходимо объединить усилия государства, общественных организаций и всех граждан, чтобы сделать многодетность национальной идеей в России.

Мне кажется, что прежде всего надо изменить отношение к мерам поддержки многодетности - сегодня это воспринимается как нагрузка на бюджет, а надо относиться к этому, как к выгодной инвестиции в будущее. Если не будет людей в нашем государстве, то и самого государства тоже не будет… В обществе принято считать, что многодетная - это малоимущая семья, хотя на самом деле большинство многодетных семей в нашей стране - это абсолютно нормальные люди, правильно и традиционно ориентированные, и уделяющие огромное внимание воспитанию своих детей. Это настоящая элита нашего общества, тот идеал, на который всем нам нужно ориентироваться и ориентировать прежде всего молодых, потому что именно в таких семьях формируются семейные ценности, о которых сейчас забывает молодежь. Понимание любви, родительства, верности, доверия друг к другу, нравственности, связи с предками, само понятие “дом” формируется прежде всего в многодетной семье”.

Совершенно новый аспект в формировании социального института семьи отметила Гориславцева Инна Михайловна, помощник депутата Государственной Думы, первого заместителя председателя Комитета ГД по просвещению Я.В. Лантратовой.

Гориславцева 20231026_123951 (1)_edit_21754494882095.jpg

“Надо ли стремиться создавать реальную семью в реальном мире или сейчас появляются какие-то новые альтернативы? Я была на замечательном форуме, где присутствовало около 40 студенческих команд из разных ВУЗов и в открытой дискуссии эти молодые ребята дискутировали на темы: что такое семья, что такое брак, что такое счастливая семья, что такое гражданский брак, что такой “чайлд фри” и насколько это уместно в современных условиях.

В процессе дискуссии была затронута одна из тем: о влиянии цифровизации на семейные отношения и что такое “кибер семья”. Только задумайтесь над этим термином!

Молодежь из разных команд дала разные трактовки. Одни сказали, что кибер семья - это когда супруги не живут совместно, а имеют возможность выстраивать отношения на расстоянии: морально друг друга поддерживать, мотивировать друг друга. Но при этом пара может считать, что они семья - и это ломает все наши представления о семье, как о совместном хозяйстве, проживании под одной крышей, разрушает принцип, что семья - это союз мужчины и женщины, создаваемый с целью рождения и воспитания детей. И вот вам новация - семья, существующая на расстоянии, которая удовлетворяет моральным и этическим потребностям, но при этом не ведет совместное хозяйство и не ставит целью рождение детей. То есть, организация неких партнерских союзов на расстоянии.

Но гораздо страшнее было определение другой команды: она сказала, что кибер семья, это когда роль одного из партнеров выполняет искусственный интеллект. То есть, робот, с которым второй партнер вступает в эмоциональные взаимоотношения. Это страшно, когда такая перспектива считается приемлемой. Вот что происходит с инструментарием цифровизации, которое человечество получило в руки… …цифровизация - это новый мощный, перспективный ресурс. Соответственно, вслед за изменившимися ресурсами, обязательно изменяются и отношения в семье. И мы видим уже сейчас одиночество вдвоем, когда люди вечером собираются дома и, вместо того, чтобы пообщаться, сидят, уткнувшись в смартфоны, потому что в этих цифровых мирах каждому из партнеров в какой-то степени интереснее, чем взаимное общение с человеком, который живет с тобой под одной крышей. Аналогичное возникает и в отношения родителей с детьми. На вопросы детей родители часто отвечают: “ Иди, погугли”,  вместо того, чтобы объяснить. Все мы этим грешны. Это отнимает у нас главную ценность человеческого общения, и разрушается сам принцип существования семьи, как главного места на земле, где должна происходить межличностная коммуникация”.

Очень сложный аспект межэтнических отношений в стране в семье, как в базовой социальной институции, затронула в своем выступлении Канапьянова Раушан Мусахановна, Председатель Координационного Совета РОО «Форум Женщин ЕврАзии», доктор политических наук, профессор РАНХиГС:

Канопьянова20231026_095633_edit_21816740757086.jpg

Когда мы говорим об актуальности духовно-нравственных ценностей, конечно же, мы должны обратить внимание, и сегодня об этом очень много говорили, на сам институт семьи как базовую основу. Я отношусь к тому поколению, которое воспитывали и говорили, что семья – это ячейка государства. Это, действительно, очень емкое понятие. Мне кажется, на сегодняшний день следует вернуться к этому тезису.

И конечно же, я не могу не говорить и о роли этнокультуры. Для настоящей аудитории нет смысла раскрывать эту тему, но хотелось бы сказать, что проблема формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения в соотношении с этнокультурной приобретает особую педагогическую значимость. Решение в полном объеме затрагивает все уровни образовательных учреждений, особенно когда возрождается вновь единство системы образования и воспитания… Ушло поколение директоров школ, которые системно и последовательно пытались сохранить этнокультурный компонент образования после распада Советского Союза...

Сегодня, я считаю, что тема семейного воспитания должна стать частью нормативных не только правовых баз, но и педагогических стандартов, начиная от школ до высших учебных заведений.

Мы должны понимать, что Россия, имея 193 народности, конечно же, должна учитывать эти особенности.

В заключении хотела бы сказать, что ровно через месяц состоится 22-й Евразийский конкурс высокой моды национального костюма «Этно-эрато», который выделяет большое богатство наших народностей с точки зрения развития таких цивилизаций, как финно-угорские, восточные, славянские, народы Севера Сибири и Дальнего Востока. Приглашаю посетить это мероприятие». .

В рамках пленарного заседания прозвучали также выступления других уважаемых спикеров и завязалась живая, эмоциональная дискуссия по вопросам, которые не оставляют никого равнодушными.

После пленарного обсуждения, работа социогендерного форума продолжилась на многочисленных дискуссионных площадках: прошли аналитические дискуссионные тематические панели, круглые столы по самым разным аспектам формирования семьи, как социальной институции: семья и духовные ценности; социальные сети, как канал проникновения деструктивных норм нового гендерного порядка; институты семьи, родительства, отцовства, как объект законодательной защиты и многие другие.  Подробнее с материалами форума можно ознакомиться на сайте Финансового Университета


Здоровый свет