НА ФОРУМАХ
48
91
2
685
3

Что такое «синдром первоклассника» и как с этим справляться

Вторая половина сентября обычно становится серьезным испытанием для родителей и первоклассников. Сборы в школу, веселая суета обновок – новая форма, яркий пенал со свеженькими ластиками, ручками и карандашами, тетрадки и прочие школьные принадлежности, а также первый торжественный выход на школьную линейку, - все это осталось в прошлом. Ярко окрашенное, многообещающее начало новой жизни уже на второй неделе ежедневных занятий постепенно превращается для ребенка в рутину.

439c3234e0960d100b902bc53fbaf78b.jpeg

Если малыш приходит в школу после детского сада или подготовительного класса, с уже развитыми коммуникативными навыками и опытом освоения новых знаний, адаптация проходит менее травматично. Для «домашнего дитятки», воспитанного бабушкой или мамой, каждый школьный день превращается в сплошной стресс. Впрочем, от стресса не застрахованы и детсадовские дети. К концу первого месяца обучения эффект новизны пропадает. Дети осознают, что школа – это надолго и всерьез. Примерно через месяц наступает нервный срыв – это, так называемый «синдром первоклассника».

Как выражается и чем опасен «синдром первоклассника»

Как известно, подавленный стресс является причиной многих заболеваний. К факторам стресса можно добавить ощущение несвободы – даже если не ставят отметки, задания какие-то на дом задают, также погодные перемены – осенняя слякоть, сокращение светового дня, режим раннего подъема и необходимость быть постоянно в коллективе, у всех на виду, среди шума и чужих людей. К сожалению, не все учителя умеют найти подход к детям, тем более, если в классе около 30 человек. Фактор антипатии к учителю также накладывается на общий стрессовый фон.

В этот период первоклассник не просто начинает капризничать и отказывается идти в школу, - у него может в самых разных формах проявляться психосоматика. Внезапные боли, нервный тик, кашель, мигрень и какая угодно причина плохого самочувствия возникает не потому что ребенок притворяется. Это реальные ощущения, которые спровоцированы стрессом. Если не разобраться с этим на начальном этапе, последствия могут быть весьма неприятными.

Специалисты выделяют три группы причин «синдрома первоклассника».

1. Усталость

Ранний  подъем, быстрый завтрак, нагрузка в  школе… Это все может стать  причиной физической усталости. А к ней прибавляется и психологическая: обязанность тихо сидеть целый урок, отвечать перед классом…

«Привычка свыше нам дана», - как сказал поэт. Приучать первоклассника к определенному режиму необходимо, чтобы он постепенно привык ощущать это не как ограничение личной свободы, а как комфортный график. Для этого в распорядок должны входит игры, дополнительные занятия, физическая активность, прогулки на свежем воздухе, чтение на ночь и даже часовой сон после школы (если ваш ребенок привык спать в детском саду). От родителей в этот период требуется не только не предъявлять претензии к ребенку, но и четко соблюдать эту дисциплину, постепенно выстраивая собственный график жизни с учетом жизни первоклассника. Понятно, что работающим родителям сделать это невероятно сложно. Возможно, нужно взять отпуск хотя бы на пару недель. Важно, чтобы школьник понял: школа – это не отказ от привычных радостей, просто теперь он стал взрослее и может успевать больше, чем раньше. Стратегия «пожалеть и разгрузить» не работает. Формируйте у школьника разнообразный и плотный график активностей.

2. Сложности в отношениях  с одноклассниками

Если малыш не нашел себе друга среди одноклассников, возникает проблема «притирки» в коллективе. Даже не обсуждайте с первоклассником такой вариант, как переход в другую школу.

Объясните ребенку, что ему предстоит всю жизнь жить в коллективе и постарайтесь в этом стать для него опытным инструктором и домашним психологом. Чтобы первоклассник не замкнулся и не накапливал обиды, ежедневно подробно беседуйте с ним  дома о том, что происходит в классе. Понятно, что у вас и своих проблем полон рот. Выслушивать детские истории о том, как Маша обиделась на Вику, а Петя ударил Васю, взрослому человеку бывает невмоготу. Но это важно. Ваш мудрый взгляд на межличностные отношения – это бесценная помощь подрастающему поколению.

3. Негативное  отношение к учителю.

Некоторые первоклассники сразу же влюбляются в своих учителей. Марьиванна становится лидером мнений и путеводной звездой. Значит, вам повезло и в классе опытный профессиональный руководитель. Но бывает и по-другому: учительница вызывает неприязнь, постепенно школьник начинает тихо ненавидеть классного руководителя. В этом случае не удастся сделать вид, что ничего не происходит. К сожалению, если учитель самостоятельно не смог найти подход к своему ученику, в дело должны вмешаться родители. Вежливо и тактично обсудите с преподавателем, какие конфликтные точки возникают у него с ребенком и что можно сделать в такой ситуации. Нужно понимать, что первоклассник в образе учителя видит всю систему школьного образования. Вы же не хотите, чтобы ваш ребенок на всю жизнь с первого класса возненавидел школу!

Все конфликты ребенка с учителем нужно разрешать на самом начальном этапе и не откладывать – само не рассосется. Если конфликт становится неразрешимым, - придется всерьез задуматься о переводе ребенка в другую школу или другой класс. Ведь если психологическую антипатию преодолеть не удастся, то кроме ненависти к учебе и страха идти в школу, вы ничего не добьетесь.

Подводя итоги, важно не упустить тот момент, когда конфетно-букетный период первоклассника со школой закончился, а осознанное погружение в образовательный процесс еще не произошло. Взрослые часто упускают это из виду, думая, что ребенок достаточно уже взрослый и умный, чтобы с этими проблемами разобраться самостоятельно. Это ошибка, которая может стать роковой. Первый год обучения для школьника переломный, протяните ему руку помощи.


Здоровый свет