НА ФОРУМАХ
199
2
182
2
198
1

Мода и революция

Вот революция свершилась. Тут еще война Первая мировая не закончилась. А уже и гражданская началась. В стране голод, холод и разруха. «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы свой, мы новый мир построим…» И строили. Во всех сферах. Новый мир требовал идеологического обоснования, прописывались новые истины, народ устремляли к новым идеалам. Голод, холод и разруха не мешали творить новое в поэзии, литературе, театре, изобразительном искусстве. И даже в моде. Что? – спросите вы. Мода? Какая мода в таких условиях (см. выше)? Да, часто людям было нечего есть, но носить же они что-то носили? Вот какой образ вам приходит на ум при словах «революция» и «гражданская война»? Образ комиссара в кожаной куртке. А что такое мода, как не образ. Итак, кожаные куртки, которые были пошиты еще до войны и предназначались авиаторам. Склады с ними были национализированы, и куртки выдавались тем самым комиссарам и прочим официальным лицам. А если комиссар женщина, то у нее на голове непременно красная косынка (революционный цвет), повязанная не под подбородком, а сзади, как символ новый свободной России. Конечно, суровые реалии диктовали свои условия, свои образы, но они были, эти образы, и они становились теми штрихами, которые создали в итоге полноценный портрет той эпохи.

2c820877304df02001c5e18a016232ef.jpg

36893df41ea690f4547d437ef4bd11e3.jpg

Сюртуки и пышные, до полу, платья ушли вместе со старым режимом. Страну наводнили гимнастерки, перепоясанные кожаными ремнями, те же кожаные куртки, шинели. Это возвращались с войны солдаты. Не военное мужское население носило сатиновые косоворотки под пиджак. Женщины облачились в прямые платья из холста и юбки из солдатского сукна, ситцевые блузы, мужские пиджаки и куртки, перекроенные из солдатских шинелей, мужские же гимнастерки. Элемент мужской одежды в женском гардеробе говорил о гендерном равноправии советского населения. Из обуви были сапоги, парусиновые тапочки, резиновые боты, солдатские ботинки, женские туфли на ремешках.

8a0a5172fd47ada2ac585918ff250527.png

Студенческое общежитие, 1920 год
efb754bfb7b9bc6793e40acd28ba6535.jpg

506a3e0f62e3352ec241230e01eaa210.jpg

Форма немецкой молодежной коммунистической организации «Красный юнг» - юнгштурмовки – приглянулась комсомольцами и молодежи. Куртка разных оттенков зеленого цвета с отложным воротником и накладными карманами носилась с ремнем или портупеей, девушки надевали ее с прямой черной или синей юбкой. Одежда из холста, грубого полотна, бязи, солдатского сукна, байки, бумазеи, грубой шерсти олицетворяла ту суровую и безжалостную эпоху. Но модельеры не остались без работы. В 1918 году объявили конкурс на лучшую красноармейскую форму. Даже такие маститые художники, как Виктор Васнецов и Борис Кустодиев приняли в ней участие. Форму решили делать стилизованную под русский исторический костюм - шлем, шинель, рубаха, кожаные лапти. Самым удачным элементом стал шлем – тот, который потом назвали буденовкой – повторяющий форму древнерусского шолома с бармицей.

a80a1da1eec59e90f46cc4897b97f8d7.png

Закончилась гражданская война и начался нэп. Постепенно восстановились текстильные и швейные фабрики, появились первые ткани с печатным рисунком. Над рисунком работали художники-конструктивисты, а в мир моды вернулась Надежда Ламанова. До революции Ламанова одевала царскую семью и весь петербургский бомонд и слыла самой знаменитой портнихой России. В период нэпа жены высокопоставленных советских чинов стали оглядываться на запад, желая одеваться так же, для чего им и понадобился талант Ламановой. Но Надежда Ламанова создавала и массовую моду. Она заложила основы советского моделирования, а её знаменитой формулой – «Назначение, образ, ткань. Для чего создается костюм, для кого, из чего» – до сих пор пользуются художники-модельеры.

Рисунки для ткани Варвары Степановой
727cef6321fd0c3f58c3d2e840951f37.jpg


Лиля Брик и Эльза Триоле (сестра Лили) в платьях Надежды Ламановой
f5d2d89940ae5d7ea1780ce5221d5a73.jpg

Модели Надежды Ламановой
f7c8b7f66ca5fb62bb5554b2a577c000.png


На территорию Советской России проникали западные модные идеи. И не просто проникали, а овладевали массами. В мире повсеместно отказывались от корсетов, и на долгое десятилетие в Советском Союзе на пике популярности было платье-рубашка с низкой талией, скрывающее линию талии, бедер и груди. Менялась лишь длина юбки, постепенно поднявшаяся выше колена. Те, кому позволяли доходы, стали снова носить муфты, меховые воротники и шляпы-котелки. Помните, Эллочку-людоедку и ее горжетку из мексиканского тушкана? Мужчины могли носить коверкотовые костюмы, шляпы из фетра, боты.

86e8e7a2b08acdb5faa235fa6bdb40d2.jpg

fe606c5af7074ca4b2d79204d511d816.jpg

4e42f9b10058709dd33379acfc30b446.jpg

Большинству же были недоступны даже отрезы ткани, не говоря уже о меховых воротниках и фабричном пошиве. В ход предприимчивыми женщинами пускалось все – матрасный полосатый тик, полотенца, старые портьеры и скатерти. Но молодая советская страна продолжала работать над выработкой концепции удобной, недорогой и красивой одежды без социальных различий. Начинают выпускаться журналы мод - «Модный мир», «Вестник моды», «Четыре сезона», «Модный журнал», открываются Дома мод – Московский, Киевский, Ленинградский, Рижский, Таллинский. Мода стала важным элементом советской жизни.

ce6bceb14d4803ddca645bb25cad22d9.jpg

da80efcca2ea7d4693fd5101aeca1d8f.png

a731b9a7389741a53e8d0d6e9746aefe.png


Позвольте вам выйти вон!

Первые революционные духи Красная Москва

Модный приговор царя Николая

Здоровый свет