Вот революция свершилась. Тут еще война Первая мировая не закончилась. А уже и гражданская началась. В стране голод, холод и разруха. «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы свой, мы новый мир построим…» И строили. Во всех сферах. Новый мир требовал идеологического обоснования, прописывались новые истины, народ устремляли к новым идеалам. Голод, холод и разруха не мешали творить новое в поэзии, литературе, театре, изобразительном искусстве. И даже в моде. Что? – спросите вы. Мода? Какая мода в таких условиях (см. выше)? Да, часто людям было нечего есть, но носить же они что-то носили? Вот какой образ вам приходит на ум при словах «революция» и «гражданская война»? Образ комиссара в кожаной куртке. А что такое мода, как не образ. Итак, кожаные куртки, которые были пошиты еще до войны и предназначались авиаторам. Склады с ними были национализированы, и куртки выдавались тем самым комиссарам и прочим официальным лицам. А если комиссар женщина, то у нее на голове непременно красная косынка (революционный цвет), повязанная не под подбородком, а сзади, как символ новый свободной России. Конечно, суровые реалии диктовали свои условия, свои образы, но они были, эти образы, и они становились теми штрихами, которые создали в итоге полноценный портрет той эпохи.
Сюртуки и пышные, до полу, платья ушли вместе со старым режимом. Страну наводнили гимнастерки, перепоясанные кожаными ремнями, те же кожаные куртки, шинели. Это возвращались с войны солдаты. Не военное мужское население носило сатиновые косоворотки под пиджак. Женщины облачились в прямые платья из холста и юбки из солдатского сукна, ситцевые блузы, мужские пиджаки и куртки, перекроенные из солдатских шинелей, мужские же гимнастерки. Элемент мужской одежды в женском гардеробе говорил о гендерном равноправии советского населения. Из обуви были сапоги, парусиновые тапочки, резиновые боты, солдатские ботинки, женские туфли на ремешках.
Студенческое общежитие, 1920 год
Форма немецкой молодежной коммунистической организации «Красный юнг» - юнгштурмовки – приглянулась комсомольцами и молодежи. Куртка разных оттенков зеленого цвета с отложным воротником и накладными карманами носилась с ремнем или портупеей, девушки надевали ее с прямой черной или синей юбкой. Одежда из холста, грубого полотна, бязи, солдатского сукна, байки, бумазеи, грубой шерсти олицетворяла ту суровую и безжалостную эпоху. Но модельеры не остались без работы. В 1918 году объявили конкурс на лучшую красноармейскую форму. Даже такие маститые художники, как Виктор Васнецов и Борис Кустодиев приняли в ней участие. Форму решили делать стилизованную под русский исторический костюм - шлем, шинель, рубаха, кожаные лапти. Самым удачным элементом стал шлем – тот, который потом назвали буденовкой – повторяющий форму древнерусского шолома с бармицей.
Закончилась гражданская война и начался нэп. Постепенно восстановились текстильные и швейные фабрики, появились первые ткани с печатным рисунком. Над рисунком работали художники-конструктивисты, а в мир моды вернулась Надежда Ламанова. До революции Ламанова одевала царскую семью и весь петербургский бомонд и слыла самой знаменитой портнихой России. В период нэпа жены высокопоставленных советских чинов стали оглядываться на запад, желая одеваться так же, для чего им и понадобился талант Ламановой. Но Надежда Ламанова создавала и массовую моду. Она заложила основы советского моделирования, а её знаменитой формулой – «Назначение, образ, ткань. Для чего создается костюм, для кого, из чего» – до сих пор пользуются художники-модельеры.
Рисунки для ткани Варвары Степановой
Лиля Брик и Эльза Триоле (сестра Лили) в платьях Надежды Ламановой
Модели Надежды Ламановой
На территорию Советской России проникали западные модные идеи. И не просто проникали, а овладевали массами. В мире повсеместно отказывались от корсетов, и на долгое десятилетие в Советском Союзе на пике популярности было платье-рубашка с низкой талией, скрывающее линию талии, бедер и груди. Менялась лишь длина юбки, постепенно поднявшаяся выше колена. Те, кому позволяли доходы, стали снова носить муфты, меховые воротники и шляпы-котелки. Помните, Эллочку-людоедку и ее горжетку из мексиканского тушкана? Мужчины могли носить коверкотовые костюмы, шляпы из фетра, боты.
Большинству же были недоступны даже отрезы ткани, не говоря уже о меховых воротниках и фабричном пошиве. В ход предприимчивыми женщинами пускалось все – матрасный полосатый тик, полотенца, старые портьеры и скатерти. Но молодая советская страна продолжала работать над выработкой концепции удобной, недорогой и красивой одежды без социальных различий. Начинают выпускаться журналы мод - «Модный мир», «Вестник моды», «Четыре сезона», «Модный журнал», открываются Дома мод – Московский, Киевский, Ленинградский, Рижский, Таллинский. Мода стала важным элементом советской жизни.
Позвольте вам выйти вон!Первые революционные духи Красная МоскваМодный приговор царя Николая