НА ФОРУМАХ
60
1
265
2
189
2

Встреча на войне с землячкой

9b61c19890ac2ef4774f371fe340eb91.JPG

Автор Мансур Юсупов.

Вторая мировая война унесла миллионы человеческих жизней, значительная часть погибших в этой кровавой войне были женщины советского союза - санитары, медики, летчики, снайперы, переводчики и радисты тем более работали в тылу врага разведчиками.
И многие из них пошли на войну сознательно, добровольцами, погибали в боях, получали ранения и становились инвалидами. Об их подвигах написано много книг и создано кинофильмов.
В глубинке регионов России в Ульяновской области в татарском селе Ахметлей, расположенного возле речки и окруженной лесами жили семья отец, мать двое взрослых сыновей и младшая дочь Марьям, которая только что закончила среднюю школу и собиралась дальше учится, мечтала поступить в педагогический институт Ульяновской области.
Нагрянувшая Великая Отечественная война поменяла все планы. Старших братьев тут же мобилизовали и отправили на фронт. Больше всех тяжело и со слезами расставалась с братьями младшая сестрёнка. Она была в школе отличницей, секретарем комсомольской организации и тоже запросилась у матери на фронт, как ей казалось, к братьям на помощь. Мать категорически отказала ей. Но тем не менее она записалась на курсы медицинских сестер в районе. Там она познакомилась с такими же, как и она комсомольцами, и они все вместе решили запросится вопреки свои родителям на фронт после окончания медицинских курсов. Марьям очень сильно переживала, что мать и отец категорически ей отказывали и она стала поперек решений родителей, она их очень любила, но ей казалось, что она может оказаться на фронте в тот час когда ее братьям будет необходима медицинская помощь, и она их спасет. Таковы были ее наивные девчачьи мысли и стремления.
- Аникай, (мамочка), вот повестка я завтра на фронт к братьям, - громко заявила Марьям после окончания курсов санитарок.
- Ой доченька, ты же была последней нашей надеждой в жизни, сыновья на фронте и ничего от них неизвестно, может их и в живых нет, как же ты против нашей воли идешь, вопреки всему, нам больно что мы для тебя ни значим ничего, - зарыдала мать.
От них слов матери Марьям стало нестерпимо жалко родителей, и она заплакала. Провожали ее как в последний путь со слезами родители и соседи.
При своих воспоминаниях о войне, участник ВОВ житель села Большой Чирклей старший сержант Муталляб Аюпов вспомнил такой эпизод, когда был пехотинцев автоматчиком в одном из полков Белорусского фронта.
- В 1943 году участвовал в боях по освобождению Белоруссии и Польши в составе Белорусского фронта под командованием маршала Жукова. Мне запомнились на всю жизнь один эпизод. Наша рота автоматчиков стояла на передовой, на окраине Минска. Поступил приказ выступить в составе нескольких полков, войти с боями на окраину города и закрепится до подхода основных сил. Перед атакой к ротам прикреплялись группы санитарок, которые шли также за нами атакующими и подбирали раненых, производили перевязки, по сути, они также шли в бой в атаку за ротами и также получали ранения и погибали, - со вздохом продолжил свой рассказ Муталляб.
- Я, находясь еще в строю, слушая приказ командира об атаке, обратил внимание на молоденькую санитарку лет 18-19, которая по внешнему виду была очень похожа на татарку, но подойти спросить постеснялся. И вот мы пошли в атаку, санитарки как всегда за нами. Вдруг впереди заработали пулеметы немцев, рядом стали падать раненые и убитые солдаты. Атака захлебнулась, роты залегли, так как пулеметный огонь и автоматные очереди фашистов били из укрепленных дзотов интенсивно. Командиры рот запросили огневую поддержку у нашей артиллерии. Я вместе с другими солдатами, залегли в воронку от снаряда и стали ждать артиллерийскую поддержку. Смотрю, сзади ползком под огнем немцев подходят наши девушки санитарки. В нашу воронку заползла та девушка похожая на татарку, за плечами затаскивая санитарную сумку с перевязочным материалом, и спросила, нет ли раненых среди нас. Я сообщил, что раненых нет, и спросил ее, откуда она родом и как ее зовут. Она сказала, что зовут ее Мярьям, и родом она из села Ахметлей, Николаевского района, Ульяновской области. Я очень обрадовался, встретив в этом аду свою землячку с соседнего села и сообщил  ей об этом, она тоже очень обрадовалась и сказала, что на войне совсем недавно, сама напросилась, как исполнилось ей 18 лет, добровольцем как комсомолка. Я ей рассказал, о своей многодетной семье, участии в боях и ранениях полученных в боях. Так мы сидели в воронке из под снаряда под пулями и радостно рассказывали друг другу о своей жизни. Наконец наши артиллеристы начали артобстрел дзотов немцев, и мы ждали команды снова в атаку.
В воронке Марьям вдруг сказала:
– Абый, (дядя) я посмотрю, может, перебежим в другую воронку.
Когда она приподнялась по грудь из воронки, ее тут же прошило пулеметной очередью, падая на мои руки, она со слезами в глазах умирая, прошептала:
- Абый, не бросай меня здесь, похорони меня по нашему, с молитвой, мы же мусульмане, и вещи мои передай моей маме, если останешься в живых. И попроси ее, чтобы она не плакала и простила меня, ведь на войну я ушла вопреки ее воле, и братьев не встретила, - с горечью и болью произнесла она последние слова.
- И она закрыла глаза, последние слезы прокатились по ее щеке, - произнес со слезами на глазах Муталляб, как будто это произошла только сейчас.
- Я после боя вернулся туда, где лежала Марьям и похоронил ее на окраине города, по мусульманскому обычаю положив ее, в вырытую мною могилу головой на восток, и прочитал молитвы над ее могилой, вот такое короткое счастье встречи с землячкой на войне было у меня в жизни, - тяжело вздохнув, - продолжил свой рассказ Муталляб.
- А вещи Марьям были: зеркальце, расческа и платок, который подарила ей мама, когда она уходила на войну. Я пронес эти вещи всю войну в своем вещмешке за плечами, по окончании войны поехал в село Ахметлей, нашел ее родителей и передал им эти вещи и слова их дочери. Мать Марьям убитая горем от услышанного горько заплакала, и вдруг подошла ко мне и стала, взяв двумя руками мою голову целовать мои глаза, приговаривая: "ты последний кто видел мою родимую кровинку живой, твои глаза видели ее мою родимую", я был ошеломлен этим случаем и запомнил на всю жизнь,- завершил он свой рассказ.

При освобождении Польши Аюпов Муталляб был тяжело ранен, пролежал 63 дня в госпитале до самой победы. Осколки в руке носил всю жизнь. С войны вернулся в конце 1945 года, в звании старшины, боевые награды: Орден Красной Звезды, медаль за Отвагу и еще 7 боевых медалей.
Этот рассказ запомнил и рассказал его сын Аюпов Фарит Муталлябович Мансуру Юсупову и попросил его написать художественный рассказ в честь памяти своего отца и памяти Марьям на 9 мая 2016 года.



Здоровый свет