НА ФОРУМАХ
19
1
232
2
182
2

Мария Бочкарева и ее "дуры"

Сегодня многие издания написали о столетии расстрела Марии Бочкаревой, поручицы Российской армии, георгиевского кавалера, создательницы первого в мире женского батальона.
На самом деле расстрел произошел 16 мая 1920-го года, но подобная путаница и множественность точек зрения вообще характерна для материалов, связанных с личностью Бочкаревой.

8f60b308677dd303960a9dc6709f8c44.jpg

Мария Бочкарева – настоящая медийная легенда своей эпохи.
Ее фотографии не сходили с первых полос газет, а интервью с ней было мечтой каждого тогдашнего репортера. По прошествии уже несколько лет миф о «женщине-герое» сменился мифом о «бочкаревских дурах», которые столь неудачно обороняли Зимний дворец от большевиков, что его почти без потерь взяли чуть ли за 15 минут.
Истина, как водится, находится "где-то рядом" – где-то посередине между двумя мифическими полюсами.
В биографии Бочкаревой хватает темных пятен и сенсационных формулировок: жена рабочего-пьяницы, прислуга в публичном доме, подруга бандита… И она же – бывалая фронтовичка, офицер-ветеран Первой мировой. Простая крестьянка, лишь под конец жизни научившаяся писать, и при этом женщина, к мнению которой прислушивались Керенский, Брусилов и Корнилов, которую на официальном уровне принимали английский король и президент США.

1870a17a4ead68a3cac5631703e621c5.jpg

Мария родилась в 1889 в семье сибирского крестьянина. В 16 лет вышла замуж за 23-летнего Афанасия Бочкарева – человека бестолкового, пьяницу. Затем познакомилась с неким Янкелем (Яковым) Буком, разбойником-контрабандистом. После ареста сопровождала его в Якутск. Но любимый и в ссылке продолжал торговать краденым.
Пытаясь выручить нового мужа, Мария вступила в связь с местным губернатором, потом пыталась отравиться. Янкель (Яков) предпринял попытку покушения на губернатора, за что был сослан еще дальше – в селение Ямга. Отношения пары так и не восстановились.
В ноябре 1914-го Мария решает отправиться на фронт. Для тогдашних русских женщин существовал только один вариант: стать сестрой милосердия. Но Мария хотела защищать свое Отечество с ружьем в руках. Следуя ироническому совету «обратиться к Императору», ко всеобщему удивлению Бочкарева получила высочайшее разрешение.
Дальше были фронт, штыковые атаки, несколько ранений, Георгиевский крест и три медали. Проявляя доблесть в боях, Бочкарева дослужилась до звания унтер-офицера.
В 17-м году, после Февральской революции, когда все встало с ног на голову, на фронте начались митинги и братания русских и немецких солдат, Бочкарева оказалась в Петрограде. Здесь она приступила к реализации невиданной идеи – создания женского добровольческого батальона. Ни в одной из стран, принимавших участия в Первой мировой войне, не существовало ничего подобного.

3f0eb5ec01ec0f14787c9990a97229e0.jpg

Военный министр Керенский и Верховный Главнокомандующий Брусилов инициативу Бочкаревой одобрили. В ситуации развала и деморализации фронта «женский фактор» мог, как тогда казалось, изменить все. К проекту подключились и патриотически-ориентированные женские общественные организации.
Начался отбор кандидаток – на клич Бочкаревой откликнулось более двух тысяч русских женщин. «Солдатки» получили опытных инструкторов и собственное помещение на Торговой улице. Министр Керенский так вдохновился проектом, что предполагалось, что вместе с женщинами-добровольцами, в качестве медсестры отправится на передовую его жена Ольга.
Женский батальон превратился в расхожий «мем» и «инфоповод» российских СМИ: бесконечный поток публикаций и фотоотчетов рисовал быт «доброволок» в самых идиллических, лубочных тонах. На деле все было куда суровей: подъем в 5 утра, занятия до 10-ти, минимальное время на отдых, грубая солдатская пища, и даже общепринятые армейские физические наказания.
На Бочкареву посыпались жалобы: бьет своих солдаток «по морде», запрещает митинги и любую партийную агитацию. Мария отвечала тем, что все несогласные могут сразу же убираться, у нее, как у командира, только одна задача – превратить девушек в дисциплинированную и боеспособную армейскую часть.

4c7f46c5f1c1e5d3fb99bb6a6a1e05b3.png

Закончилось все расколом в батальоне: около трехсот «доброволок» остались вместе с Бочкаревой, остальные образовали отдельную часть – свой собственный батальон. Примечательно, что именно эти «диссидентки», а не бочкаревские воспитанницы, в итоге и обороняли Зимний дворец 25 октября 17-го. Те самые «Бочкаревские дуры», превращенные Маяковский в эффективный мем, к самой Бочкаревой имели уже мало отношения.
Что касается собственно «бочкаревского» батальона - торжественная церемония вручения знамени прошла 21 июня 1917 года. К этому моменту сама Мария, по личному указанию Керенского, получила первый обер-офицерский чин – прапорщика. Пройдя по петроградским улицам торжественным маршем, батальон отправился на фронт. Боевое крещение часть приняла уже в июле, под Сморогонью.
И даже один из лидеров Белого Движения Деникин, изначально относившийся к идее женских батальонов резко отрицательно, впоследствии признавал, что часть воевала геройски.

6268ea53a5a18b5c9ec88a582096ca40.jpg

Контуженная в одном из июльских боев, Бочкарева была вынуждена оставить свой батальон. Едва выйдя из госпиталя, по приказу Корнилова провела смотр женских батальонов. На тот момент их насчитывалось более пятнадцати! Но смотр показал: свеженабранные части к боевым действиям категорически не готовы.
Следом грянула Октябрьская революция. Большевики приказали Бочкаревой распустить ее «доброволок» по домам. Ее саму, как квалифицированного специалиста и «медийную фигуру», пытались привлечь к борьбе за свободу трудящихся – но Бочкарева отказалась: она устала от войны.
Отказала она в последствии и представителям Белых, из-за конфликта с генералом Марушевским чуть не была арестована, но вмешались союзники-англичане. В итоге Бочкарева все-таки поддержала контрреволюционеров – в 18-м году она совершила агитационный тур по Великобритании и США, затем встречалась с Колчаком. Просила его об отставке но он настоял на создании добровольного санотряда, популярность которому могло бы принести имя героини Первой мировой.
Когда Колчак был разгромлен Красной Армией, Бочкарева самолично явилась к новым властям Томска, в котором тогда находилась. Сдала свой револьвер, оставила подписку о невыезде. Ее арестовали под Рождество 1920-го года, направили в Красноярск. Местные чекисты были обескуражены искренностью ответов той, кого подозревали в контрреволюционной деятельности. Было принято решение направить ее в московский отдел ВЧК.
Дело складывалось для нашей героини в положительном ключе: на тот момент ВЦИК ввел мораторий на смертную казнь в РСФСР. Но внезапно нагрянувший в регион московский полпред ВЧК Павлуновский решение по Бочкаревой отменил единолично, оставив краткую резолюцию: «расстрелять». Приговор был приведен в исполнение 16 мая 1920-го года.
Бочкаревой был 31 год.

f2c2736ad146dd119399bdbc06f52293.jpg


Памятник женщинам, который мир так и не увидел
Первым делом самолеты, ну, а мальчики потом
Девушки хотят в небо, а их отправляют в тыл

Здоровый свет