НА ФОРУМАХ
89
3
86
2
81
2

Герой Советского Союза №6

photo_2020-04-12_12-43-49.jpg

120 лет назад родился легендарный летчик, Герой Советского Союза №6 - Михаил Водопьянов. Его знал в лицо каждый житель Советского Союза, а мальчишки в 30-е хотели быть такими, как он, еще не космонавтами, но уже летчиками.

49d20e08561e9200b0392bd5baddc531.jpg

Он спасал челюскинцев, сажал свой самолет на Северном полюсе, бомбил Берлин еще в августе 41-го. Кем бы стал этот парень, родившийся к крестьянской семье в Тамбовской губернии на исходе 19 века, если бы не Октябрьская революция? Да никем, потому что не сумел бы он ни на кого выучиться, пока были  силы - пахал бы поле, а потом ушел  в неизвестность. Но Сталин дал ему "стальные руки-крылья, а вместо сердца".. да были у них у всех сердца; пламенные, горящие. У Чкалова и Байдукова, у Ляпидевского и Водопьянова.  Вот имена тех людей, кто полетел бы в космос, построй Советский Союз в те годы ракету, способную вывезти человека на орбиту, а пока космос был им недоступен, они покоряли земные небеса.  
Михаил Водопьянов застал Гражданскую войну, вступил в Красную армию и там впервые повстречал тяжелые самолеты "Илья Муромец". Водопьянову их, конечно, не доверяли. Ему доверяли тогда только лошадь и повозку, потому что служил он в дивизионе обозным. Но тогда  у него родилась мечта, что и он когда-нибудь сможет летать и отныне вся его жизнь была связана с самолетами.
После войны он устроился в мастерскую, ремонтирующую самолетные моторы. Долго же ему не удавалось самому сесть за штурвал, причем, его история живой пример того, что "нельзя ждать милостей от природы". Водопьянова бросили вместе с авиаотрядом, в котором он был механиком, бороться с саранчой в Казахстан. Вот там-то Михаил в свободное время сумел восстановить вместе с товарищами старый учебный самолет, на котором начал летать.
Летчики тогда ой как были нужны. Для того, чтобы вот таких, как Водопьянов, крестьянских парней превращать в асов, было создано общество "Добролет". В 28-м Водопьянов сдал экзамены на звание пилота, начались трудовые будни, надо было возить газетные матрицы "Правды" в крупнейшие города страны. Звучит до тошноты скучно и обыденно, если не учитывать, что Советский Союз такая огромная страна, что перелет из Москвы в ту пору в какой-нибудь крупный сибирский город был достоин зачисления в книгу Рекордов Гинесса. Пилоты знали, что  это невозможно, что самолет не долетит, но всё равно летели на край света, у них ведь были стальные руки-крылья, и невозможное становилось возможным. Давалось это дорогой ценой, но эти ребят никогда себя не жалели, потому что у них была цель.
В 33-м во время дальнего перелета из Москвы на Камчатку в сильнейший снегопад самолет Водопьянова разбился в районе озера Байкал. Бортмеханник погиб. Водопьянов выжил, он даже не успел так уж сильно обморозиться, потому что спустя несколько часов после катастрофы, его отыскали железнодорожники, но собирали его буквально по частям: на лицо, к примеру, наложили 36 швов. После такого падения о небесах можно было и забыть, но тогда люди были стальными, Водопьянов еще и оправиться не успел, когда льды затерли ледокол "Челюскин" и спасать его экипаж отправились лучшие летчики страны.
"А как же я? Да как же без меня?" - недолечившийся Водопьянов ковылял по высоким кабинетам и требовал дать ему самолет, чтобы  спасать челюскинцев.  
"Да лети", - сказали ему.
Он и полетел. Три раза летал в лагерь челюскинцев, вывез 10 человек, за это ему и дали звание Героя Советского Союза и орден Ленина. Второй орден Ленина в 37-м он получил за то, что доставил на Северный полюс членов первой советской дрейфующей станции во главе с Иваном Папаниным, посадив тяжелый АНТ-6 прямо на лед. В том же году его избрали в Верховный Совет СССР.

1179fe1f6c8c81bc5bba8832c5648819.jpg

С началом войны Михаил Водопьянов добился, чтобы его назначили командиром эскадрильи дальней бомбардировочной авиации, а первым заданием было - бомбить Берлин. Улетело 10 машин, вернулось только две. Пе-2 Водопьянова среди них не было. Его сбили на обратном пути над Эстонией, тогда уже захваченной фашистами. Что было бы захвати его немцы в плен? Герой Советского Союза, легенда, на которую равняются те летчики, которые бьются в небесах с асами Геринга, и в плену. Черта с два. Водопьянов вместе с экипажем пробился к своим.
За налет на Берлин он получил благодарность самого Сталина, но ему не то, что не дали второе звание Героя, а вообще сняли с командования эскадрильей из-за больших потерь. Водопьянов остался в ней рядовым летчиком, потому что когда-то у него было звание  "комбриг", которое потом упразднили, а новое ему так и не присвоили. Но потом, когда встал вопрос какое же звание у него должно быть ему сразу дали  генерал-майора.

850bfdf121a0d80d3b9c54c69a14dfd7.jpg

После войны он ушел в отставку, но не ушел с летной службы, сажал стратегические бомбардировщики Ту-4 на ледовые аэродромы, решая вопрос: а что если завтра опять война, сумеем ли шарахнуть атомной бомбой по штатам? Когда годы и травмы дали о себе знать и пришлось вернуться на землю, он начал писать книжки, конечно, о летчиках - о Чкалове и Коккинаке и многих других.

f91cd9d2ff48caee9dd9e4e7477d2d68.jpg

Михаил Васильевич Водопьянов ушел из жизни в августе 1980-го.
Село, в котором он родился, еще в 34-м переименовали в Водопьяново, сейчас это давно уже часть  Липецка. В честь 120-летия со дня рождения Михаила Водопьянова  в Липецке установили памятник легендарному летчику.

Первый Герой
Столетие «летчика от бога»
Юбилей героя

Здоровый свет