НА ФОРУМАХ
89
1
198
2
312
2

Теория привязанности

bb9077d9fcb1150bcabc4520f58f1ab6.jpg

И немного теории. Я вообще люблю разные теории потому что все они отражают какую-то часть реальности. Я далека от иллюзии, что какая-то одна модель, построенная группой ученых или практиков может претендовать на истину, может описывать реальность во всей ее полноте и всем ее многообразии. Именно поэтому я люблю разные теории, ведь в каждой из них можно почерпнуть что-то важное для себя.

Основоположником теории привязанности считается психолог Джон Боулби, так как именно он впервые заговорил о привязанности как об «устойчивой психологической связи между людьми». Ну и как всегда ранний детский опыт имеет огромное влияние на дальнейшую жизнь. С этим можно соглашаться или не соглашаться, но таково мнение психологов по всему миру.

Как и в любой уважающей себя теории в теории привязанности есть определенные стадии ее формирования и типы привязанности, которые могут быть сформированы. Я здесь расскажу об этапах и лишь кратко коснусь возможных проблем и только в их отношении ко взрослой жизни.

Итак этапы развития привязанности:
  1. Предварительная стадия. До трех месячного возраста у ребенка еще нет специфической привязанности к кому-то из взрослых. Это период закладки отношений, когда плач - просто сигнал о каком-то дискомфорте, который привлекает внимание взрослого. Когда же ребенок радуется от того, что его потребности удовлетворены, это «заставляет» взрослого оставаться с ним дольше, так начинают формироваться их отношения.
  2. Стадия недифференцированной привязанности. Начиная с трех месяцев и где-то до семи месяцев младенцы обычно еще не выделяют кого-то из взрослых особенно. На этой стадии у них формируется доверия ко взрослому, они начинают понимать, что взрослый реагирует на их потребности правильным образом, а значит, к нему можно «обращаться за помощью». Ближе к семи месяцам ребенок уже начинает отчетливо выделять знакомых и реагирует наиболее положительно эмоционально на того взрослого, который больше всего о нем заботится.
  3. Стадия дифференцированной привязанности. Это тот самый период, когда ребенок начинает опасаться чужих (малознакомых) людей, переживает, когда уходит мама (или тот из взрослых, с кем он проводит больше всего времени). Это как этап особенно сильной привязанности именно к одному конкретному взрослому, который заканчивается около 9-10 месяцев.
  4. Стадия множественной привязанности. В возрасте 9-10 месяцев у ребенка формируется стойкая привязанность ко всем членам семьи (старшим братьям и сестрам, бабушкам и дедушкам) и людям, которых он регулярно видит и с которыми проводит достаточно времени. Ребенок уже готов более менее спокойно оставаться с кем-то кроме мамы, потому что, во-первых, уверен, что она вернется, а во-вторых, выстроил отношения с другими взрослыми.
Ну и в заключение пару слов о нарушениях привязанности. Привязанность не формируется в ситуации, когда ребенок находится, например, в доме ребенка, где нет отдельного взрослого, который был бы его опекуном и появлялся бы достаточно регулярно и стабильно. Также могут возникнуть сложности, если мама попадает в больницу или сама находится в депрессии и ей сложно эмоционально реагировать на ребенка.

По мнению ученых, дети, у которых в детстве была сформирована здоровая привязанность к родителям и ближайшему окружению, в более взрослом возрасте легче вступают в контакт, более уверены в себе, способны построить долгие и счастливые отношения с партнером. Те же, у кого это по каким-то причинам не получилось, более склонны к депрессиям, сложностям в общении и построении длительных романтических отношений. Конечно, все это не так однозначно и люди выбираются из самых разных сложных ситуаций и живут счастливо, однако на это уходит намного больше усилий, чем могло бы.
Почитать еще:
Логотерапия
Транзактный анализ

Здоровый свет