НА ФОРУМАХ
125
2
291
2
192
2

Китайское «чудо» продолжается, и это небезразлично для России

Безусловно, Китай является сегодня одной из наиболее динамично развивающихся экономик мира. Именно он обеспечивает более 25% роста всей мировой экономики в последние годы. Председатель КНР Си Цзиньпин не устает повторять, что Китай и впредь будет поддерживать средние и быстрые темпы экономического роста, создавая среди прочего возможности и для развития других стран. И такая уверенность представляется нам вполне обоснованной. На последнем съезде компартии КНР утвержден план развития страны до 2020 года. Все граждане Китая, число которых должно достигнуть 1,4 млрд. человек, выйдут на «сяокан», т.е. достигнут уровня среднего достатка. Тем самым должна быть выполнена первая из двух столетних задач страны – программы «Китайская мечта». При этом темпы роста народного хозяйства в грядущие 5 лет не опустятся ниже 6,5%, что позволит уже к 2020 году удвоить объем ВВП. Рост цен не превысит 3% в год. Будет создано более 10 млн. рабочих мест в городах, и это только в 2016 году, и около 50 млн. за всю 13-ю пятилетку. Уровень безработицы составит в городах не более 4,5% – один из самых низких показателей среди развитых экономик мира.
На долю постоянных городских жителей к 2021 году будет приходится 60% населения страны. Грядущая урбанизация несомненно обеспечит расширение внутреннего рынка, повысит культуру, приведет к изменению образа жизни всей нации. Одновременно запланировано снижение числа сельских жителей, живущих за чертой бедности, борьба с нищетой в отсталых уездах и районах Китая должна завершится окончательной победой над этим наследием прошлого к 2021 году.
Социализм с китайской спецификой «Одна страна – две системы» – творение великого реформатора Дэн Сяопина. Он создал уникальную экономическую модель - сосуществования крупной государственной собственности с частным средним и малым предпринимательством. Опираясь на созидательную энергию китайской нации, она позволила вывести страну на мировые рынки товаров и технологий. При этом Китай сознательно ограничивал свою внешнеполитическую активность ради накопления сил и последующего рывка вперед. В 80-90-е годы прошлого века были обеспечены беспрецедентные темпы развития, однако, страна стала утрачивать динамизм и эффективность в начале 21 века.
С приходом к власти нового руководства во главе с Си Цзиньпином в 2011 году удалось сформулировать и утвердить комплекс экономических и социальных реформ. Если раньше минимально приемлемыми назывались темпы 7,5-8% прироста ВВП, то сейчас главный акцент делается на качественные показатели развития, и рост на уровне 5-6% признается «новой нормой». Тут есть чему порадоваться и евангелистам неолиберализма, и сторонникам государственного регулирования. Например, Китай переходит к полной отмене ограничений операций по капитальным счетам, смягчается ограничительная политика на рынке недвижимости, снижаются импортные тарифы до 50% на дорогие косметические средства, европейскую одежду и другие товары класса люкс. Это перенаправит в Китай спрос богатых отечественных туристов, которые предпочитали совершать покупки в Европе и США.
Вместе с тем в общем направлении либерализации экономики Китая есть и обратные тенденции, например, усиление партийного контроля над работой госкорпораций. Си Цзиньпин озвучил идею (фактически план) о том, что партия сохранит контроль над госкорпорациями, будет назначать их руководителей, а партийные структуры будут интегрированы в их управленческую структуру.
В военно-политической сфере Си проводит линию на «диалог и твердость» и «возвращение Китаю мирового исторического признания». В пропаганде акцентируется мысль, что именно победа Китая в войне с Японией предотвратила открытие второго фронта против СССР и тем самым обеспечила победу советской армии.
Заявленная экономическая политика команды Си невозможна без жесткой антикоррупционной кампании, которая затрагивает практически все сферы китайского общества. После пожизненных приговоров Бо Силаю и Чжоу Юнкану – оба входили в первую 10-ку высших руководителей страны, стало ясно, что Си Цзиньпин показывает китайскому обществу, неприкасаемых больше нет, и он намерен навсегда разорвать коррупционную связь власти и бизнеса.
Растущее ожесточенное сопротивление антикоррупционной политике нового китайского руководства потребует крупного стратегического позитива для нации.  Предложенный проект Шелковый путь выступает в этой исторической роли. Темпы прироста внутреннего потребления недостаточны для компенсирования потерь от замедления темпов прироста внешнеторгового оборота в целом и экспорта в частности. В этих условиях китайское правительство выбирает довольно логичный путь создания спроса на китайские высокотехнологичные товары за рубежом. Формулируются внешнеэкономические стратегии экономического пояса Шелкового пути и Морского шелкового пути XXI века.
Экономический пояс Шелкового пути – это не институциональный процесс, он направлен на достижение определенных целей:
·   Расширение рынка сбыта для китайской продукции.
·   Стимулирование развития экономики страны.
·   Модернизация экономики.
·   Изменение структуры и направления экспорта.
·   Трансформация корпоративной карты региона.
·   Реиндустриализация внутренних провинций Китая.
·   Уменьшение внутренней миграции.
·   Закрепление экономико-географической ориентации КНР.
·   Увеличение доли юаня в мировой торговле.
·   Повышение эффективности китайского бизнеса.
·   Снижение потенциала конфликтности.
В конечном итоге Китай начинает трансформацию мирового экономического и политического пространства, заявляя о себе  как о новом центре многополярного мира. И страны на постсоветском пространстве, включая Россию, и региональные державы Азии, такие как Корея, Япония, Индия, Иран и Турция, вопреки своему желанию, попадают в это «силовое поле» Китая, стремящегося к более интенсивной экспансии своих товаров, услуг и капиталов на рынки развитых стран Европы или государств, находящихся в орбите влияния ЕС и США.
К 100-летнему юбилею образования КНР (2049 год) руководством страны поставлена задача выполнить вторую часть программы «Китайская мечта» и превратить Поднебесную в самую могучую мировую державу. Все это не может не восхищать, но следует иметь в виду одно весьма трев в в двусторонних отношениях двусторонних отношениях ожное обстоятельство. в двусторонних отношениях
Прокладывая новый Шелковый путь в обход России, Китай постепенно, но последовательно уменьшает значимость Москвы. Как бы то ни было, начинают расти  риски превращения РФ в младшего партнера Пекина, что, конечно же, не может рассматриваться как позитивный тренд в наших двусторонних отношениях.
8854f5a50c046394fe38a85a21c2e341.jpg

Здоровый свет