НА ФОРУМАХ
138
2
300
2
193
2

Женский фактор и гениальная неудача композитора Глинки

ffba5eacab4965c11ab6d28062a5d13d.jpg

9 декабря исполняется 175 лет с момента премьеры выдающейся оперы Михаилы Глинки «Руслан и Людмила». Кстати, писать это гениальное музыкальное полотно он стал за 5 лет до того, в 1837 году. Стало быть, еще одну красивую дату имеем – 180 лет с начала проекта.

Но это сейчас мы так легко и непринужденно рассыпаем лестные эпитеты. Это же классика! А изначально зал Большого театра принял произведение скептически, холодно и даже слегка раздраженно.

Публика оказалась не вполне готова к новациям, использованным автором. К тому же, театралы XIX века были воспитаны на зарубежной, например, итальянской оперной школе. Русский же формат, столь почитаемый сегодня в мире, тогда только закладывался. Собственно, при непосредственном участии Михаила Глинки.

92fcfd7114852c585669b8ec1e2c60d6.jpg

Впрочем, была и еще причина, не так, чтобы полного провала, но все же не самой удачной премьеры. Субъективная такая, можно сказать.

Наверняка все помнят, что отбивать Людмилу у злобного карлика Черномора Александр Пушкин отправил  еще трех соискателей руки и сердца княжеской дочки – Фарлафа, Рогдая и Ратмира. Глинка решил, что это многовато для одной, пусть и очень соблазнительной, барышни. И вымарал Рогдая. Фарлаф и Ратмир остались.

Причем, последнего должна была играть женщина. По задумке композитора, женоподобный мужчина свою партию исполнял контральто. Это голос самый низкий, но у женщин. Много позже классика подправили, и Ратмир запел контратенором, самым высоким, но все же мужским голосом. Словом, с премьеры и еще на многие годы тому вперед, роль хазарского князя на себя дамы примеряли. Смотрелись несколько нелепо. А что поделаешь?

2adbcf2293bf56cfa511a9363fa3a860.jpg

Для первого показа «Руслана и Людмилы» в образ входила госпожа Анна Петрова (в девичестве – Воробьева). Но вот незадача, захворала певица. Пришлось срочно искать замену, которой оказалась тоже Петрова, но Анфиса. Она была моложе, менее опытна, к тому же, роль ей пришлось учить в ускоренном режиме. Словом, спасовала, вызвала своим пением у взыскательной публики жалость, это в лучшем случае.

К третьему спектаклю Петрова-опытная поправилась, пела чудесно, заставила зрителей и слушателей совершенно иначе посмотреть на «Руслана и Людмилу». А ее однофамилица потом сыграла множество ролей, но в истории осталась, как Петрова-вторая.

9df5d7a8f514e74a08e57c422c1e0a24.jpg

Айвазовский: химия гениальности

Любимая женщина тренера "Зенита"

Как старуха чуть не стала папой

Здоровый свет