НА ФОРУМАХ
199
2
182
2
198
1

Ысыах - якутский Новый год

22 июня наступает самый длинный день в году, день солнечного солнцестояния. Особенно хорошо это чувствуется в северных широтах, где в это время практически не бывает тёмного времени суток. Когда же как не в это время отмечать новый год? Так и делает народ саха в Якутии. Ысыах – якутский новый год, который отмечается каждый год в разные дни в период с 22 июня по 2 июля. С 1991 года этот праздник плодородия, праздник возрождения природы и поклонения солнцу стал государственным, и его дата назначается каждый год специальным указом.

00ecfa97260b3d514423d3200328362f.jpg

Ысыах – типичный культовый праздник древнего кочевого народа. Имеет общие черты с летними праздниками тувинцев, алтайцев, с башкиро-татарскими сабантуями. Первое письменное упоминание об этом празднике можно встретить в дневниках голландского путешественника Иоганна Плеса, который ехал из Китая в Европу через Сибирь в конце 17 века. Он отмечал, что это единственный большой праздник у якутов, на котором несколько дней жгут костры и пьют кумыс. Кумыс – обязательный и чуть ли не главный атрибут праздника, который часто так и называют кумысный.

5221fc43ab71b7ac669edaf3850e78b0.jpg

Якуты, как и многие народы в древности, делили год на две половины – зима-осень, весна-лето. Ысыах – это как граница между полугодиями, между старым и новым, между прошлым и будущим, между смертью и жизнью. Надеждами на будущее, светлыми и добрыми, отмечен этот праздник. В нем вся душа народа саха с его вековыми традициями, символ якутской культуры. Лучшие старинные традиции Ысыаха нашли свое творческое продолжение в современной Якутии. Само слово Ысыах обозначает «изобилие».
Ритуал открытия праздника совершал Белый Шаман, сопровождаемый 8 невинными девушками и 9 невинными парнями. Ритуал включал в себя кумысокропление площадки, на которой проходил праздник, моление божествам-айыы и духам местности. Проводился ритуал на восходе солнца.

d08990e3806c51634c39b9c5e58a6a84.jpg

В наши дни ритуал больше напоминает театрализованное представление. Но площадь обязательно окропляют кумысом, а представляет она собой ритуальный круг, окаймленный молодыми берёзками (чэчир). В центре тоже было арочное украшение из берёз – коновязь (саргэ). Саргэ – символ Мирового древа и оси Вселенной, а также символ дружбы всех народов, населяющих сейчас территорию Республики Саха. Рядом устраивают круг — тюсюлгэ, огражденный разноцветными пучками конских волос,  кусочков ткани, берестяных изделий. В центре тюсюлгэ располагают алтарь с ритуальной утварью и посудой, наполненной кумысом.

746af452cc3522eba99542587bdcce4e.jpg

Кумысопитие, национальные игры, борьба, разжигание костров (в старину праздник длился порой до 9 дней, и все это время костры поддерживались), конные скачки, состязание олонхосутов (сказителей) – все это и в наши дни проводится на празднованиях. Но главный элемент этого национального праздника – хороводный танец осуохай, который нередко длится часами. Двигаясь по ходу солнцу, танцующие как бы символизирует непрерывное движение светила на небосводе. Танцевальный круг – это замкнутый круг жизненного цикла. Люди в хороводе идут, взявшись за руки, обмениваясь живой энергией, сливаясь в единении с природой и друг с другом.

276caf37ca18318f2684c1962a2905c9.jpg

Игры-состязания, в которых многие принимают участие с большим удовольствие, называются «Игры Дыгына». Дыгын – исторический персонаж, предводитель народа саха, который поставил перед собой задачу объединить свой народ. Удальцы-боотуры (богатыри) стремятся показать свою силу и сноровку в этих играх - кылыы (прыжки на одной ноге), куобах (прыжки на обеих ногах), ыстанга (прыжки с чередованием ног), борьба хапсагай — якутская борьба, где проигрывает коснувшийся земли хоть пальцем, перетягивание палки, стрельба из лука. Имена победителей игр передают из уст в уста, а сами они пользуются вполне заслуженной славой, про них могут сложить легенду, которую будут рассказывать на празднике Ысыах олонхосуты. Олонхо – древний героический эпос. Как и у других народов сказители пользовались огромным почетом и уважением, были всегда самыми долгожданным гостями. Одним из сказаний эпоса является сказание о небесном молочном озере, на берегах которого жило одно из высших божеств Айыы Тойон. Именно воды этого молочного озера и олицетворяет национальный напиток – кумыс. У саха есть такое понятие как белая благодать – это высший дар, который люди могут получить от богов. Кумыс – символ белой благодати (илгэ), в ней заключен кут-сюр (душа) всех не рожденных людей, лошадей и коров.

3617c4b4e7120185abbfd73cbc1f3e45.jpg

Люди надевали на праздник свои самые лучшие одежды. И сегодня многие стараются прийти в национальном костюме. Тем более, что проводится конкурс костюма.
Праздник устраивают настолько яркий и захватывающий – не хуже бразильского карнавала, что сотни туристов специально едут в Якутию летом, чтобы попить кумыс, полюбоваться коротким, но сочным и красочным якутским летом и поучаствовать в празднованиях.

896bd76ae9ef3f5bdf66ec841e1f1732.jpg




Здоровый свет