НА ФОРУМАХ
42
1
242
2
184
2

Счастливые случайности Жана Фрагонара

Жан Оноре́ Фрагона́р -  французский живописец и гравёр. Работал в стиле рококо. За свою творческую жизнь создал более 550 картин (не считая рисунков и гравюр)! Фрагонар был одним из крупнейших живописцев Франции второй половины XVIII в. В своём творчестве продолжая и развивая традиции художественного стиля рококо, создавал картины с галантными сценами, игриво-эротическими мотивами.
dcc5b4247fdfec60236ca86f0f161b95.jpg
Автопортрет

Фрагонар родился 5 апреля 1732 года на юге Франции, в Грассе. Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж. Здесь семнадцатилетний Жан-Оноре Фрагонар попытался поступить в обучение к Франсуа Буше, но был отослан мэтром в мастерскую Жана Батиста Шардена. Время, проведенное у великого живописца, не прошло для Фрагонара даром. Через полгода начинающий художник снова отправился к Буше, который проявил на этот раз большую благосклонность. В те времена учитель, как правило, давал ученику для копирования свои произведения. Его ранние рисунки можно принять за работы Буше. Современники не могли отличить работу учителя от работы ученика, восторгаясь декоративными панно над дверями (десюдепорт) в гостиной гравера Демарто. За сравнительно короткий срок Фрагонар перенял стилевые приемы своего учителя и в 1752 году был удостоен Римской премии за картину на библейский сюжет.
3e68fdc36fc0eb41b9dd07a99b1b22cb.jpg
Иеровоам приносит жертву идолам, 1752

После трехлетней стажировки в Париже у академического живописца Ванлоо Фрагонар уезжает в Рим в качестве стипендиата учрежденной там еще в XVII веке французской Академии.
В годы, проведенные в Италии (1756—1761), происходит превращение из бескрылого эпигона в неповторимо самобытного мастера.
cbf4e0f5f60fb5affd69873ff4a65a9e.jpg
Психея показывает сестрам подарки от Амура

85be93791505b16b5fca87ad00868f9d.jpg
Счастливые возможности качелей

Фрагонар создает в этот период серию замечательных графических пейзажей, дополненную во время вторичного посещения Италии в 1773—1776 годах.
3ec7b4fe4659e5231eb76ef8d90dc704.jpg80fb0bb54d0d4db7126a43af8b31f1d9.jpg501db2aa7460a4d4bf4297f8deb4f053.jpg
Собственно «фрагонаровское»— в сочетании величия с невиданной прежде интимной теплотой, мягкостью и утонченностью восприятия мира. Его кисть и карандаш передают бесчисленное множество оттенков черного и белого, градаций размытых и четких форм. Но, пожалуй, главное очарование фрагонаровской графики — в ее светоносности. Свет в его пейзажах то мерцает, то струится широким потоком, вспыхивает в листве, таинственно озаряет дали...
5c7845fff5d76a5c847c751ab88845a2.jpg1e652924b12499498e79a79d71c3bca4.jpg

После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика, и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы д'Эсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре. В 1765 году за картину «Корез жертвует собой для спасения Каллирои» Фрагонар «причисляется» к академикам.
7a547f7c4c1274c2081b745d4ea54688.jpg
«Сады виллы д'Эсте»
3325e5d87ba4bf1d6be81da3a2745cea.jpeg
Прачки
f9f1606b97c7a603cee736d36694a617.png
«Корез жертвует собой для спасения Каллирои»

Фрагонар писал много портретов, среди которых выделяется серия с моделями в полумаскарадных «исторических» костюмах. Здесь напрасно искать глубины психологической характеристики, но зато с неподражаемой силой переданы жизненный порыв, грация и красота. Портреты написаны стремительным и острым «хальсовским» мазком, динамичны по композиции и декоративны.
0f7f3974b72300f32787ef87364a0eab.jpg
f584c267113e9b6b3086938941ddb043.jpg
2592c2992c90c75e9bbc246ebb334469.jpg
b53837e2d008c8234b7f735937b01da3.jpg
b56c1103427fde45008da05ddd6142cf.jpg

Одна из самых ярких страниц творчества мастера в 1670-е годы — серия «празднеств», протекающих на фоне прекрасных парков, аналогичных итальянским («Праздник в Сен-Клу», «Игра в жмурки», «Театр кукол», «Продавцы игрушек», «Актеры»). Театральное и игровое начало, которым проникнуто все искусство Фрагонара, здесь выражено, пожалуй, с наибольшей силой. Его картины, одновременно реалистичные и откровенно условные, напоминают прекрасную грезу. В отличие от «галантных празднеств» Ватто, в них нет меланхолии — они излучают радость жизни.
ecf7ba82b681690cc3327fe2babf0110.jpg
«Праздник в Сен-Клу»
067fe14732be324b25e1ea0f2fdd4683.jpg
«Игра в жмурки»
6b5c843995cdb22ac2db75412fbbaa99.jpg

После революции Фрагонар лишается заказчиков и славы. Благодаря протекции Давида Фрагонар работает последние годы столетия (с 1794 по 1800 год) в музейной комисии Лувра, формирует его кабинет рисунков; затем лишается и этого места. Умер Фрагонар почти в полной безвестности, в скупых некрологах упоминалось о «художнике старой Академии, которому удавались галантные и эротические сюжеты». Однако его творчеству была суждена долгая жизнь. Жизнерадостное, поэтическое и несравненное по красоте живописного и графического языка искусство Фрагонара вдохновляло многих живописцев XIX и XX веков — от Делакруа и Коро до Ренуара, Боннара и Шагала.

Творчество Фрагонара — утонченный и яркий цветок искусства рококо и всей французской культуры второй половины века. В честь Жана-Оноре Фрагонара названы фабрика и музей духов Fragonard. Фабрики расположены в Грассе и в Эзе, также музей в Париже.
70c4fe6787644a6ab698c64fc43352af.jpg

Здоровый свет