НА ФОРУМАХ
31
1
235
2
184
2

Произведения искусства из шерсти и дерева от угличских Мастеров

Эссе на тему ремесла и творчества

Текст: Галина Мумрикова

Каждый мой приезд в Углич непременно выливается в какое-нибудь новое знакомство с чем-то необычным. Совсем недавно удалось побывать в историко-архитектурном и художественном музее на выставке «Тепло души, полет воображенья…». Целая семья мастеров: в одном зале Людмила Шеломкова – мастер по художественному войлоку, в другом – Юрий Шеломков – мастер резьбы по дереву.

1-Людмила Шеломкова. Город в сумерках (по мотивам творчества Л.Афремова. 2010. Нетканый гобелен, шерсть, сухое валяние.jpg

Людмила Шеломкова. Город в сумерках (по мотивам творчества Л.Афремова. 2010. Нетканый гобелен, шерсть, сухое валяние

…Они приехали в Углич из Казахстана. Юрий был радиотехником в аэропорту, а Людмила инженером проектного института. «Технари», одним словом и вроде как далекие от искусства. Однако поселившись в деревне, Юрию пришлось освоить «деревянные работы», а через какое-то время появилась мысль заняться резьбой. У Людмилы своя история: в ранней молодости она увлекалась ткацким ремеслом, освоив технику прядения, а увидев, как происходит валяние шерсти, влюбилась в этот трудоемкий и необычный процесс, погрузившись в него целиком.

Какой же простор для творчества открылся перед Людмилой, когда из шерсти стали получаться свои шедевры…

…А ведь валяние – самая на Земле древняя техника – ей восемь тысяч лет. Наши далекие предки находили шерсть диких животных буквально у себя под ногами и поняли, что ею можно укрываться от холода. Со временем они научились и прясть, и вязать, и валять. Со временем овечку – самый ценный источник шерсти – сделали домашним животным. Все со временем. В XIX веке в ручной процесс валяния вторгся технический прогресс – появились валяльные прессы и машины. Да, в создании текстиля и вправду нет ничего необъяснимого, ничего кроме, быть может, одной легенды. Считается, что самый первый валяный ковер стихийно свалялся в Ноевом Ковчеге. Все может быть.

Если уж говорить о практичности валяных изделий, то этот народный промысел был прежде всего популярен у кочевых народов Центральной и Средней Азии, Монголии, Турции и даже Индии. Сформировались и разные виды валяния – сухое и мокрое, при которых применяются разные расходные материалы. Для мокрого нужен мыльный или иной раствор, а для сухого применяются специальные иглы.

И – буквально с самого появления войлока – изделия из него стали украшать, где орнаментами, где какими-то мистическими узорами.

Сейчас мы даже не задумываемся, как это делается, любуясь всем, что сделано из войлока – от обуви и шляпы до  шикарных сумок, аксессуаров и оригинальных украшений. Так, в мокрой технике издавна делали  известные каждому русскому человеку валенки. У Василия Пузырева есть стихотворение про валенки, которое начинается так:

Валены, валенцы, чёсанки, катанки.

Вы уже поняли? Это всё валенки.

Они, как матрешка, гармонь, самовар –

Проверенный временем русский товар.

Нынче валенки снова в моде и почете, их украшают кто во что горазд, хотя для большого города по известным причинам они вряд ли подойдут. Другое дело – сумочки, шляпки, игрушки. И практично, и модно, и красиво!

Вообще интерес к войлоку растет с каждым годом. Многие мастера устраивают свои мастер-классы, обучают этому трудоемкому ремеслу тех, кто готов освоить технику мокрого или сухого валяния. Если душа лежит к этому делу, почему бы и не выучиться. Только вот не у всех получаются произведения искусства. Сколько лет хожу я на «Ладью», на другие выставки, где можно посмотреть на предметы декоративно-прикладного искусства, а кроме валенок что-то не часто встречаю красивые изделия из войлока.

2-Манто.jpg

Накидка Людмилы Шеломковой

3-Одежда.jpg

Наряды на все времена

4-Одежда-2.jpg

Изумительная цветовая гамма

5-Палантин и варежки.jpg

Палантин и варежки

6-Накидка и варежки.jpg

Еще палантин и варежки

И тем радостнее узнать здесь, в Угличе, такого замечательного Мастера – Людмилу Шеломкову. Ее манто, пальто, накидки, варежки, палантины, шарфы, в которых шерсть сочетается с другими материалами – шелком, например, создавая необычную гармонию, без всякого диссонанса. От ее изделий исходит тепло, это безусловно, а еще, я бы сказала, что в них присутствует какая-то надежность. Основательность. И – одновременно – воздушность. Потому что – вне моды. Вне вообще всякой моды. Она не подстраивается под «ар деко», еще под какое-либо ретро, нет. Она просто делает практичный наряд, созвучный ее вкусу и ее цветовой гамме. Наряд на все времена.

7-Такой красивый шарф.jpg

Тоже радостная палитра

8-Шали.jpg

Настоящие произведения искусства

9-Шляпы.jpg

Шляпки для модниц

10-Тоже одежда.jpg

Одежда вне моды

12-Фрагмент выставки-2.jpg

Фрагмент экспозиции

13-Фрагмент выставки.jpg

Фрагмент экспозиции

Так, в манто от Людмилы Шеломковой каждая из нас мгновенно превратится в этакую тургеневско-бунинскую девушку, хотя потребуются и другие надлежащие аксессуары, а о джинсах, ботинках на «тракторной подошве» и прочих явлениях сегодняшней действительности придется забыть. Но это ж хорошо!

14-Барбарис в снегу 2023 Шерсть под стекло.jpg

Барбарис в снегу 2023 Шерсть под стекло

15-Людмила Шеломкова. Дорога к храму. 2018. Нетканый гобелен, шерсть, сухое валяние.jpg

Людмила Шеломкова.Дорога к храму. 2017. Нетканый гобелен, шерсть, сухое валяние

16-Людмила Шеломкова. Золотая осень. 2021. Нетканый гобелен, шерсть, сухое валяние.jpg

Людмила Шеломкова. Золотая осень. 2021. Нетканый гобелен, шерсть, сухое валяние

17-Людмила Шеломкова. Огнева гора. 2021. Нетканый гобелен, шерсть, сухое валяние.jpg

Людмила Шеломкова. Огнева гора. 2021. Нетканый гобелен, шерсть, сухое валяние

19-Людмила Шеломкова. Панно _Мой Углич_ (по мотивам творчества Ф.Хундервассера). 2017. Шерсть, мокрое валяние.jpg

Людмила Шеомкова. Панно "Мой Углич" (по мотивам творчества Ф. Хундертвассера). 2017. Шерсть, мокрое валяние

И, конечно же, изумляют нежные «шерстяные» картины и гобелены Мастера. Издалека они смотрятся как обычные «холст, масло» или сочные акварели. Уютные церковки, сосны, осенний пейзаж – это все типично, традиционно, реалистично. Да, все правильно, если не принять во внимание, что картина не нарисована, не вышита, - она сваляна из кусочков шерсти. Она «нарисована» шерстью. Под каждой так скромно и написано: нетканый гобелен, шерсть, сухое валяние. Угличская «Дорога к храму», конечно же, узнаваема, понятна, сразу ложится на душу. Как в одном из стихотворений Виктора Селецкого:

Твой глубинный исток – родниковый поток

Из веков исторической славы.

Невелик городок – золотой огонек

Куполов Православья Державы…

Но вот взгляните на панно «Мой Углич». Оно необычное, похожее на детский рисунок из сказки, созданное по мотивам творчества австрийского архитектора и художника Фриденсрайха Хундертвассера. Этот «чудак от архитектуры» проектировал свою среду обитания. В ней появлялись причудливые дома, в которых не было ни одного одинакового окна, например. Один такой я видела в Вене. Около него можно было стоять часами. Совсем не дом-музей, в нем живут люди, он удобен, импозантен. Ну хорошо, Хундертвассер ваял свои оригинальные дома. «А причем тут Углич, столь далекий от Западной Европы?» - спросите вы. Прославленного австрийца и Углич роднят одни и те же мотивы и общая тональность. В старой части Углича тоже своя среда обитания, ни на что непохожая – с куполами, оконцами, тропинками. Ее все время подправляют и переделывают, она обрастает каким-то новоделом, но она остается. Как бы наперекор судьбе и вопреки всему.  

…Древнерусскую резьбу по дереву нередко сравнивают с вышивкой. И не напрасно: резчики действительно как бы «вышивают» из дерева свои орнаменты, которыми издавна славились наличники, окна, карнизы, ворота и т.д. деревянных домов по всей Руси. Вот и Юрий Шеломков, занимаясь в 1990-х плотницким делом, так увлекся им, что через какое-то время решил заниматься только резьбой, освоив тонкости самых разных техник.

Более двадцати лет Мастер «выдает на гора» разнообразные шкатулки, ларцы, киоты, пасхальные яйца, скрупулезно работая над каждым изделием, орнаментом. Ведь нам, непосвященным, порой кажется, что это вовсе и не трудно – вырезать из дерева. Резьба бывает контурная, прорезная, геометрическая, рельефная, восточная и т.д., и у каждой свои особенности, свое начало. Если начать составлять путеводитель по резьбе, то получится объемное многотомное издание. Практически во всех уголках России были свои резчики. Орнаменты и обычаи многих из них со временем приобрели своеобразный «музейный лоск». На слуху, например, абрамцевско-кудринская, резьба, богородская, городецкая, нижегородская…

20-Фрагмент выставки-Юрий.jpg

Фрагмент экспозиции

21-Фрагмент выставки-6-Юрий.jpg

Орнамент Юрия Шеломкова

22-Фрагмент выставки-8-Юрий.jpg

Орнамент Юрия Шеломкова

23-Фрагмент выставки-5-Юрий.jpg

Еще один орнамент

24-Фрагмент выставки-1-Юрий.jpg

Фрагмент экспозиции

25-Фрагмент выставки-4-Юрий.jpg

Фрагмент экспозиции

Юрий Шеломков в основном использует плоскорельефную резьбу, создав свою авторскую технику – «Славянское кружево». Здесь, на выставке, он показал не только готовые изделия, но и эскизы к ним, которые сами по себе уже интересны, потому что зритель видит рисунок, а потом то, что получилось в дереве.

Более двадцати лет Юрий вместе с Людмилой участвуют в самых разнообразных выставках и фестивалях декоративно-прикладного искусства. Несколько лет подряд приезжали они и в Москву на знаменитую «Ладью», не говоря уж о выставках в своей родной Ярославской области.

Они – художники, творцы, живущие в гармонии с тем, что создают и из чего создают.  Ведь как сказал Бальзак «задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но чтобы ее выражать. Нам должно схватывать ум, смысл, облик вещей и существ». Но мало – схватить. Надо ж еще и удержать, чтобы созданное ими, Мастерами, донести до зрителя. Донести. Оставить. И пойти дальше…

Фото:

Здоровый свет