Подумать только, уже 30 лет в нашей жизни присутствуют гардемарины. В таких случаях даже принято как-то особенно проникновенно вздохнуть и сказать нечто вроде: «Как вчера было».
В 1987 году был сделан первый залп из 4 эпизодов – «Гардемарины, вперед!» Потом последовало продолжение темы, и не одно, последняя часть приключений красавчиков из XVIII века российской истории была снята в 1992 году.
Пребываю в твердой уверенности, что приключения гардемаринов – классическое порождение женского разума. Фантазий даже. Прежде всего, снят фильм по книге Нины Соротокиной «Трое из навигацкой школы». Режиссером картины выступила Светлана Дружинина. А все действо, актерский ряд, музыкальные композиции выстроены таким образом, чтобы барышни не могли отлипнуть от экранов, чтобы тайно вожделели героев кинолетны, восхищались романтикой и страстью, бушующими по ту сторону кинескопа.
И даже обилие скачек, стрельбы, шпаг и тому подобных атрибутов, казалось бы, мужского кино, никоим образом не смогли прикрыть его женской сути. Основные актеры так и вовсе выбраны такие, чтобы радовать глаз смазливостью физиономий и утонченностью манер, что только усугублялось мужественными их действиями и рыцарскими решениями, которыми сюжет набит, как пирожок капустой.
Кстати, а многие ли обратили внимание на несуразность? Герои весь фильм куда-то скачут, машут клинками, спасают красоток, но все это происходит на суше. Чистые мушкетеры от Дюма, в оригинальной только их трактовке. Но ведь повествование-то о гардемаринах! Стало быть, мореходах. Впрочем, моряк на коне – это ли не нормальная женская логика?
В принципе, «Гардемарины, вперед!» стали некой реинкарнацией д’Артаньяна и трех мушкетеров в экранизации Георгия Юнгвальда-Хилькевича. Творческие задачи примерно такие же, но на смену прежнему поколению звезд (Михаил Боярский, Вениамин Смехов, Валентин Смирнитский, Игорь Старыгин) пришли более молодые и актуальные Сергей Жигунов, Дмитрий Харатьян, Владимир Шевельков…
Авторы похождений гардемаринов даже подмигнули мушкетерам прежних лет, пригласив Михаила Боярского на роль неистового и темпераментного французского шевалье де Брильи. Да и фехтовальные номера в обоих фильмах ставил один и тот же мастер – Владимир Балон.
Между прочим, очень приличные получились «гардемарины», вполне созвучные звонкой славе «мушкетеров». Позже, пожалуй, ничего подобного по мощи воздействия на зрительские души, в смысле костюмированной романтики со скачками и дуэлями, отечественный кинематограф и не выдал.
Театр и вакханалия кино
Могучие и прекрасные комсомольцы
Комсомолки и просто красавицы