НА ФОРУМАХ
229
2
182
2
204
1

Дали в Манеже: 5 главных картин главной выставки зимы

Выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство» откроется в столичном Манеже только 28 января, но думать о покупке билетов стоит уже сейчас. Нет сомнений, что выставка станет важным культурным событием этой зимы - может быть, даже самым важным.
Главных суперхитов художника в Москву, увы, не привезут, но посмотреть будет на что: зрителям покажут 180 произведений Дали, среди которых - не только живопись, но еще рисунки и гравюры. По просьбе портала BURO куратор выставки - директор Музеев Дали и Центра изучения наследия Дали фонда «Гала — Сальвадор Дали» Монсе Агер выбрала пять знаковых произведений из экспозиции, возле которых зрителю стоит задержаться подольше.
Рассказываем, чем именно они интересны.

«Фигуры на песке», 1926.

Дали Фигуры на песке.jpg

1926 год в жизни Дали: Идут 20-е. Юный Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В апреле 1926 года во время своего первого визита в столицу Франции он знакомится с Пабло Пикассо. Событие, которого Дали так жаждал, оказывает значительное влияние на творчество молодого художника.

К поиску новых средств выразительности Дали подвигло и исключение из мадридской Школы изящных искусств Сан-Фернандо. На дверь Сальвадору показали не за отсутствие таланта, разумеется, а за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям: эпатировать окружающих Дали любил с самого детства. Провокации и вызов – суть его характера.

Картина «Фигура на песке» — яркая иллюстрация к изменениям в сознании молодого художника, произошедшим в 1926-м Грубые женские тела, похожие на деревянные обрубки, распластаны по песчаному берегу, почти сливаясь с кубическими скалами. Сам Дали называл фигуры «чурбаками».
Сальвадору тогда было всего 22 года. Это еще не тот прославленный, экстравагантный и ни на кого не похожий мастер, которого мы все знаем, но путь трансформации уже начат.

.

«Пейзаж с загадочными элементами», 1934.

Дали Пейзаж с загадочными элементами.jpg

1934 год в жизни Дали: В 1934-м Дали официально вступает в брак со своей музой Галой, бывшей когда-то казанской девочкой Еленой Дьяконовой. В том же году впервые посещает США. Одним из главных источников вдохновения для сюрреалистических работ Дали стал Зигмунд Фрейд и его психоаналитические теории - особенно теория бессознательного. Причудливые образы из сновидений, изображенные на самых известных произведениях Дали, являются проекцией его потаенных страхов и желаний.
В 1936-м его исключат из группы сюрреалистов, стоящих на левых позициях, на что Дали высокомерно ответит: «Сюрреализм — это я».

Картина «Пейзаж с загадочными элементами»: В небольших работах 1930-х годов художник достигает вершин своего живописного мастерства. В «Пейзаже с загадочными элементами» Дали как бы повторяет гениальный шедевр голландца Яна Вермеера «Искусство живописи». Именно «как бы», хотя фигура, расположившаяся на переднем плане – это как раз Вермеер. Свое таинственное произведение тот пишет посреди постапокалиптического пейзажа. На заднем плане Дали поместил самого себя - в детстве. Картина отражает интерес Дали к толкованиям сновидений, переосмыслению детских воспоминаний, исследованию фотоотображения реальности. Кстати, Дали нередко выводил своего любимого Вермеера и на других картинах.


«Два куска хлеба, выражающие любовное настроение», 1940

Дали Два куска хлеба, выражающие любовное настроение.jpg

1940 год в жизни Дали: В 1940-м Сальвадор Дали и его жена Гала почти на десять лет перебрались в США. Американский период для Дали оказался чрезвычайно плодотворным: он писал картины и книги, занимался дизайном, делясь опытом с художниками, бежавшими от войны. И литературные опыты, и художественные произведения Дали, как правило, оказываются коммерчески успешными. Несмотря на это, работы Дали того периода передают тревогу, вызванную происходящим в Европе. Пейзажи становятся унылыми, а живопись - мрачной, теряя «вермееровское» свечение.  

Картина «Два куска хлеба, выражающие любовное чувство» написана как раз перед переездом четы Дали в Америку. Тоскливый натюрморт пронизан ожиданием неизвестного. Шахматная пешка отсылает к художнику Марселю Дюшану, близкому другу Дали, во время написания картины гостившего у Дали и игравшего с Галой в шахматы.
.

«Мягкий автопортрет с жареным беконом», 1941.

5a97cb6c74ff45ea289a8ce2e9cc5ae7.jpg

1941 год в жизни Дали: Дали продолжает жить в США, завоевывая имидж универсального художника, наподобие великих мастеров Возрождения. В идеалах этой эпохи он пытался обрести новый смысл. В этот период Дали часто пишет автопортреты - необычные, разумеется.

Картина «Мягкий автопортрет с жареным беконом» — один из них. На постаменте с названием картины располагается мягкое лицо без черепа и на подпорках. Рядом лежит ломтик жареного бекона, без которого невозможно представить завтрак в нью-йоркском отеле. Вспоминая лоскут кожи Микеланджело, изображенный на Синкстинской капелле, Дали стремился символично избавиться от собственной старой кожи.
.

«Галлюциногенный тореадор. Эскиз», около 1969.

Дали Галлюциногенный тореадор.jpg

1960-70-е в жизни Дали: В зрелый период своего творчества Дали продолжал проецировать свой внутренний мир на внешний, используя двойные образы в живописи. Реальность художника не совпадает со взглядом зрителя, заставляя погружаться в бездну ассоциаций, которые возникают при просмотре художественного произведения.

Картина «Галлюциногенный тореадор» - это антология образов Дали, в которой нашлось место и Сальвадору-ребенку, и голове Галы, и рою мух, и умирающему быка на фоне скал, и самому тореадору, чей образ зашифрован в лице Венеры Милосской. Сможете его там рассмотреть?

Выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство»

Здоровый свет