НА ФОРУМАХ
46
182
2
308
2

Развитие и популяризация инжиниринговой деятельности в креативной экономике

Инга Легасова, генеральный директор инвестиционно-торговой компании «РемиЛинг», председатель Правления и генеральный директор Союза Женских Сил по поддержке гражданских инициатив и проектов. «Женское предпринимательство в креативных индустриях».

Легасова Инга.jpg

— Общество и экономика в целом нуждаются в людях, способных думать, планировать и действовать творчески. Креативность тех, кто управляет странами, городами и компаниями, определяет будущий успех в разработке технологических, идеологических и социальных решений общественных проблем нашего времени. В сегодняшней экономике креативность, которую раньше считали дополнительным плюсом, является необходимым условием для обеспечения культурного, экономического и социального развития. Через цифровые платформы мы потребляем музыку, фильмы, сериалы, через социальные сети выстраиваем коммуникации, а вместе все это формирует не только потребление, но и самосознание граждан. Креативный продукт – это эффективный инструмент воздействия на психологию, об этом нужно помнить.  

В развитии креативной экономики женщины играют важнейшую роль. Они часто выступают инициаторами и проводниками инновационных решений и важных социальных изменений для будущих поколений. Умение нестандартно мыслить, быть гибкими и проявлять максимум эмпатии также обычно присуще именно женщинам, а эти качества необходимы для развития креативного бизнеса. Доля женщин в креативных индустриях в России составляет более 50 %. Женщины-предприниматели реализуют немало успешных экспортно-ориентированных проектов, выступают лидерами проектов по трансграничной электронной интернет-торговле.

Цифровая экономика открывает для женщин новые возможности для освоения современных высокотехнологичных сфер.

Что такое креативная экономика (КЭ)?

Это совокупность общественных отношений и практик хозяйственной деятельности, в основе которой лежат взаимосвязи между творчеством, культурой, экономикой и технологиями.

Самый ценный и самый дорогой продукт креативной экономики — это идеи. Основными характеристиками КЭ являются:

–     высокая роль новых технологий и открытий в разных областях деятельности человека;

–     высокая креативная составляющая труда;

–     большой объем уже существующих знаний и острая необходимость генерации новых знаний.

К участникам креативной экономики относятся как деятели культуры, так и создатели творческого, обучающего, развлекательного контента в Сети.

Среди задач, которые может решать Креативная экономика:

–     формирование привлекательного инвестиционного климата;

–     содействие росту социального согласия и развитию социальной сферы;

–     модернизация сферы образования, индустрии развлечений и т. д.

В рамках креативной экономики формируются новые экономические модели, типы социальных отношений, культурные парадигмы

В классификации ООН креативные индустрии объединяют четыре больших направления:

1. Культурное наследие, которое вдохновляет людей творчества. К этому направлению относят музеи, библиотеки, фестивали традиционной культуры и ремесла.

2. Искусство. Его делят на исполнительское и изобразительное. К исполнительскому относят оперу, театр, живое исполнение песен и так далее. К изобразительному — арт-выставки, фотовыставки, антикварные салоны и арт-рынки.

3. Медиаиндустрия, которая включает все профессии, связанные с созданием печатной и аудиовизуальной продукции, а также с новыми медиа.

4. Функциональный креатив. Пожалуй, самая широкая группа, в которой нашлось место и дизайнерам с модельерами, и создателям видеоигр и цифрового творческого контента, и архитекторам с рекламистами.

Креативный сектор экономики предполагает связь с интеллектуальной деятельностью человека, творческим подходом, инновационными технологиями. В развитии креативного сегмента доля участия женщин весьма велика.

Не обязательно идти в торговлю или промышленность, чтобы иметь хоть какой-то шанс получать прибыль. Это означает, что все люди — и женщины, и мужчины — могут зарабатывать на своей интеллектуальной собственности. То есть на том, что они любят и умеют делать. С появлением креативных индустрий у представительниц прекрасной половины человечества появилось больше возможностей для самореализации, а бизнес перестал быть сугубо мужской прерогативой. Женщине не обязательно совмещать свое хобби с «нормальной» работой, чтобы иметь средства для жизни. Она может продавать результаты своего творчества, получая за это хороший доход.

Статистика

В настоящее время объем мирового рынка креативных индустрий составляет около $104,2 млрд. К 2023 году этот объем достигнет, а возможно, и превысит $1 трлн.

Средний вклад креативных индустрий в мировой ВВП составляет 6,6%. В развитых странах он достигает 8–12%. Оборот российских креативных индустрий в течение последних четырех лет ежегодно растет: по оценкам Центра стратегических разработок, к 2024 году доля креативной экономики в ВВП страны может достичь 8,5%, а к 2035 году — 10%.

Больше всего женщин в креативном малом и среднем бизнесе заняты в образовании (80%). Меньше всего — в науке (3,5%)

Инжиниринг в креативной экономике

С точки зрения средства достижения поставленной цели инжиниринг можно рассматривать как инструмент, использование которого в отношении целевого объекта позволяет достичь полезного эффекта. Причем речь идет о наукоемком, интеллектуальном инструменте. Определяя место инжиниринга в цепи процессов создания нового объекта креативной индустрии, инжиниринг можно рассматривать в качестве промежуточной стадии между наукой как областью генерирования новой полезной информации и производством как сферой непосредственного преобразования ресурсов в блага, удовлетворяющие потребности человека. На промежуточной стадии инжиниринга создается недостающая технико-технологическая база путем творческого применения научных методов. Инжиниринг, как быстро развивающийся сектор современной экономики, выполняет посредническую функцию между наукой и производством.

В России в инженерных подразделениях женщин работает не слишком много, зато в программировании и консалтинге их количество постепенно увеличивается. На сегодняшний день 47% топ-менеджеров составляют женщины. Это один из самых высоких показателей в мире. Важная причина — советское прошлое, в котором утверждались идеи гендерного равенства возможностей. В ИТ-индустрии, границы которой, правда, размыты, трудно определить, где заканчивается просто экономика и начинается цифровая экономика, — лидеров-женщин 15-25%. Тем временем в России прогнозируется в ближайшие десять лет потребность в более 2 млн новых ИТ-специалистов. Обеспечить такое количество работников без участия женщин будет просто невозможно.

Азы бизнеса – любого, как женского, так и мужского – успешно разработанный продукт – это продукт, который можно выгодно реализовать. Инжиниринг, по сути, представляет собой форму коммерциализации результатов научного и интеллектуального творчества и является эффективным механизмом по созданию, внедрению и продвижению наукоемких технологий в производство.

Вспомним всю основную цепочку создания ценностей в креативной экономике.

1. Ученые производят знания, которые публикуются в научных статьях: ценности этого знания устроены в экономике так, что стоимость им просто не присваивается и знания доступны для всех.

2. Следующий этап — это исследование и разработка. Ими занимаются креативные специалисты, оценивающие потребность экономики и пытающиеся соединить экономику с наукой. Исследователи — это люди, которые придумывают идеи и прорабатывают идеи до того вида, что они могут уже быть использованы в экономической деятельности.

3. Идеи, созданные исследователями, воплощают в жизнь создатели искусственных объектов (инженеры). Внутри этой профессии существует сама специализация, которая направлена на процессы создания (собственно чистый инжиниринг), на процессы консультирования. Эта деятельность требует многих знаний фундаментальных исследований и разработок, и, конечно, практики.

Благодаря массовому использованию цифровых технологий размываются границы между креативными индустриями и сектором ИКТ (информационных и коммуникативных технологий), чему в большой степени способствовала пандемия, когда многие перешли на виртуальные способы работы из дома. И это видно на следующих примерах:

–     Рутинные процессы автоматизируются с помощью Искусственного Интеллекта и машинного обучения.

–     Использование виртуальных съёмочных площадок на игровом движке позволяет делать их динамическими. Цифровые студии могут находиться где угодно и подключаться к другим студиям. Что позволяет, например, визуализировать и планировать сцену перед съёмкой фильма.

–     Текущие тренды, доступность технологий и конкуренция между студиями, растущие требования платформ и киностудий толкают креативные решения ужиматься по ресурсам производства контента.

В развитии инжиниринга в креативной экономике большую роль играют креативные кластеры, формирующие определенную экосистему и городскую атмосферу. Они важны как для развития городов, так и для бизнеса, а также для создания новых рабочих мест. На сегодняшний день эти задачи лежат на местных городских властях и частном бизнесе. Именно местные власти могут мотивировать жителей, помогать креативным индустриям с площадками и финансовой поддержкой за счет специальных субсидий и грантов.

Что тормозит развитие креативных индустрий в России?

Целенаправленные усилия со стороны государства, призванные структурировать и стимулировать креативный сектор экономики, с каждым годом набирают обороты. Однако все еще остаются недостаточными. Государственная поддержка креативных индустрий усилит роль женщин в них. В стране есть производственные мощности для создания инновационных продуктов, есть грамотные женщины-лидеры возглавляющие данные проекты, таким образом происходит объединение технологий, современных материалов и дизайн-сервиса.

Для развития креативных индустрий большое значение имеет создание инфраструктуры — креативных кластеров и бизнес-инкубаторов.

Межотраслевые кластеры креативных индустрий:

–     Информационный кластер. Наиболее крупный, связан с большинством других креативных индустрий;

–     Медиакластер. Технологически ориентированный, создающий контент с потенциалом воспроизведения «в каждом смартфоне»;

–     Дизайн-кластер опирается на архитектурные решения и инжиниринг, тесно связан с промышленностью.

Наличие креативных индустрий тесно связано с креативными специалистами, а для них нужно создавать особое пространство, инфраструктуру. Российский народ обладает высоким потенциалом в творчестве, но пока не созданы условия для того, чтобы масса творческих людей концентрировалась, чтобы творческая составляющая могла коммерциализироваться, быть видимой для экономики. В России есть много сегментов, для которых этот процесс не отлажен. В частности, художественные промыслы - одно из самых просевших у нас креативных направлений.

При этом, нужно отметить, что гендерные рамки размываются, мужчины и женщины спокойно уживаются на территории креативных индустрий. Теперь никого не удивляет, когда мебельная мастерская находится в руках женщины, а мужчина имеет свой фэшн-бренд. Или, к примеру, сколько женщин принимают непосредственное участи в разработке игр и приложений? Оказывается, их всего 15-20%, но они приложили руку ко многим всемирно известным проектам.

Россия – это страна с богатейшим творческим потенциалом, который пока не находит условий и способов для его дальнейшего развития, для взаимодействия с коммерцией.

Часто случается, что талантливый человек, создающий оригинальные творческие произведения, остается в рамках творца без возможности перевода своей деятельности в степень индустрии (за исключением производства в крупных индустриях – медиа, шоу-бизнес и т.д.). Отсутствие условий для самореализации ведет к оттоку креативных, творчески одаренных людей в другие города и страны, и этот процесс особенно остро ощущают российские регионы.

Развитие креативных индустрий в России может быть связано не только с решением социокультурных или экономических проблем, но и с созданием условий для развития женского предпринимательства в городах и регионах. Поддержка процесса возникновения и функционирования креативного кластера в городе ведет к прогнозируемому и измеримому результату: решение социальных вопросов, проблем занятости, модернизация традиционных институтов культуры, приток туристов, развитие инфраструктуры, формирование городской среды.

Однако, к сожалению, сегодня Россия далеко не является лабораторией по внедрению креативного потенциала в творческий продукт, несмотря на богатейшие культурные ресурсы регионов

В креативной экономике большую роль играют творческие личности, занятые в индустриях кино, музыки, театра, архитектуры, анимации. А русский творец склонен воспринимать любое структурирование как насилие над личностью. По этой же причине люди искусства в России редко владеют предпринимательскими навыками. Мало кому из них удается выстроить эффективную бизнес-модель. Тогда как креативная экономика подразумевает образование добавленной стоимости в виде результата интеллектуальной или творческой деятельности человека – то есть, нужно или самому уметь сделать свое дело прибыльным, или же сотрудничать с профессиональными продюсерами или агентами. Надо отметить, что и последние профессии тоже для России довольно молодые, и профессионалов еще немного – управление в творческой области имеет свою специфику.

Примеры

Поддержка производителей контента — это одна из ключевых задач, и не только с точки зрения экономики, но и продвижения нашей продукции за рубежом. И в этом бизнесе женщинам должна быть открыта дорога на любые посты, в том числе потому, что они более тонко чувствуют креативную, социальную повестку.

Алиса Чумаченко является основательницей компании Game Insight, одной из самых крупных и влиятельных на российском рынке. Фирма занимается разработкой мобильных приложений.

Анна Карпенко, Калининград, проект «Ворота». Пространство «Ворота» находится в здании бывших городских Закхаймских ворот XIX века в Калининграде. Здесь под руководством команды кураторов открываются выставки местных современных художников и проходят образовательные программы. «Ворота» существуют в формате арт-резиденций и партисипативного искусства, когда приглашенные художники работают вместе с местным сообществом.

Марина Геворкян, издатель медиапроекта «Сноб».

Анна Крымская и Александра Темлякова в 2018 году стали соосновательницами онлайн-сервиса психологической помощи YouTalk. Их бизнес-идея оказалась востребована: сервисом воспользовались более 15 тысяч человек из 61 страны. Идея приносит малому бизнесу девушек около 44 млн рублей в год.

Софья Троценко, основатель Фонда поддержки современного искусства Винзавод. Московский центр современного искусства «Винзавод», расположенный в комплексе промышленных построек девятнадцатого века. Внутри кластера работают: дизайн-студия, галереи, выставочные залы, фото-студия, школа стилистов, мастерские художников, книжный и музыкальный магазины, арт-бары, кафе, рестораны, презентационная открытая площадка.

Анастасия Русакова, Тюмень, пространство «Книги Кофе Разговоры». Профессора гуманитарных наук со всего мира, лекторий с «Постнаукой», интеллектуальное пространство с авторским книжным магазином и кофейней — и все это на территории Тюменского государственного университета. Движущая сила этих проектов — Анастасия Русакова, заместитель директора Школы перспективных исследований и руководитель пространства «Книги Кофе Разговоры».

В Казани Рамиля Карамуллина однажды не смогла найти натуральное средство для кожи, которое защищает от солнечного излучения. Это привело к тому, что она бросила руководящую должность в финансовой сфере и запустила свой бренд косметики из органических ингредиентов.

Мастерская «Веркштат» (Уфа). Ее открыли Азат Сулейманов и Элина Мусалова. В этом тандеме демонстрируется прекрасное разделение обязанностей. За творчество, идеи и их реализацию отвечает Азат, в то время как финансовыми и организационными вопросами (всем тем, что до недавнего времени было принято считать «мужскими» обязанностями) занимается Элина.

Алиса Багдонайте, Владивосток, Центр современного искусства «Заря» - единственная на Дальнем Востоке программа арт-резиденций, предоставляющая художникам из разных городов и стран возможность реализовать проекты во Владивостоке.

Члены Союза Женских Сил

Светлана Моднова - руководитель Центра «Семейные традиции» и Мануфактуры ватной игрушки в Москве. Проект возродил старинные русские традиции ватной игрушки

Александра Калошина – основательница SOLSTUDIO – один из самых успешных и молниеносно развивающихся российских проектов, за относительно короткий срок преодолевший путь от скромного офиса по разработке цифровых принтов до полноценной фабрики текстильной печати.

Решение проблем креативной индустрии

Изучив разнообразные предложения по развитию креативной экономики и преодолению трудностей в ее развитии, можем предложить несколько решений, которые кажутся нам наиболее интересными и полезными.

- Создать закрытую информационную площадку лучших специалистов в России. Это своего рода закрытая социальная сеть с системой рейтингов креативных специалистов, где каждый из вышеперечисленных сможет показать свой уровень подготовки и получить определенный статус.

- Проведение различных конкурсов позволит выявить лучших сотрудников креативной индустрии. Конкурс - это, своего рода, трансфертное окно, где после завершения отбора предприятия, компании, организации смогут предложить контракт ценному сотруднику или пригласить на работу на правах свободного агента для перспективного сотрудничества.

- Открытие высокоуровневого образовательного центра. Это позволит организовать подготовку новых кадров и переподготовку старых. Создание своего рода инжинирингового инкубатора позволит подготовить кадры, выпускать специалистов, готовых работать в креативной экономике.

Следующим шагом является создание конкурентного рынка труда для специалистов высокого уровня. Инновациями необходимо заниматься именно сейчас. Завтра на это может просто не хватить времени и ресурсов.

Женщины успешно реализуют себя, работая в архитектурных и дизайнерских бюро, в разрабатывающих программное обеспечение или компьютерные игры компаниях, создают продукты виртуальной и дополненной реальности. Гендерные стереотипы, гласящие, что настоящими творцами (а также специалистами в инновационных технологиях) могут быть только мужчины, разбиваются о реальность.

Пока Минпромторг России задумывается о повсеместном развитии кластеров креативных индустрий, женщины в регионах восстанавливают технологии народных художественных промыслов, следуют последним трендам экологичности и новых творческих отраслей, внедряют их на маленьких предприятиях или в собственных квартирах. В поисках дополнительного заработка или основного источника дохода студентки, молодые мамы в декрете, женщины средних лет и специалистки предпенсионного возраста преобразуют вчерашние хобби в полноценный бизнес.

Главное в парадигме новой экономики — признание креативности, знаний и доступности информации как мощных двигателей для запуска экономического роста. Мы начинаем ценить креативность. Всего одна идея может обеспечить рост бизнеса компании. Доход от креативности может быть колоссальным. Неординарный подход и способность к инновациям, умение внедрять идеи в бизнес-контекст, служат основой креативной экономики XXI века. Развитие креативной экономики наглядно продемонстрирует всему миру, насколько у нас самобытная, мультикультурная страна и насколько важно поддерживать, сохранять наш культурный код.

Сделать это можно, создавая как можно больше институтов поддержки, креативных кластеров и образовательных платформ на местах.

Выступление Инги Легасовой в рамках международного фестиваля «Российская креативная неделя»

Здоровый свет