В пресс-центре ТАСС обсудили перспективы вовлечения молодежи в социальное предпринимательство и те меры поддержки, которые существуют для инициативных молодых людей с активной гражданской позицией, которые хотят перейти от мечтаний и творческих планов к реализации своих идей.
Как рассказал Председатель комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты РФ Андрей Максимов, если мы говорим о социальном предпринимательстве и некоммерческой социальной деятельности, грань очень тонкая, в реальной жизни иногда незаметная, особенно в молодежной среде.
“Для малых городов, благодаря творческой “искорке”, которая кажется первоначально малозначимой, появляется проект, который по итогам вытягивает весь малый город или село, на уровень всероссийской известности и становится основой новой экономики данного места”.
Андрей Николаевич привел конкретные примеры такого успеха:
Город Сысерть, в пригороде Екатеринбурга, малозаметный до последних лет. Сегодня Сысерть и местный фестиваль “Лето на заводе” в центре внимания, дважды о нем докладывали Президенту РФ Владимиру Путину.
Когда я летом приезжал на 300-летие Екатеринбурга, мне настоятельно рекомендовали посетить Сысерть - место, где появился огромнейший фестиваль, соединяющий в себе социальные, культурные активности, где в цеховых помещения старого завода проходят оперы, выставки современного искусства. Это происходит на некоммерческой основе, но рядом возникли кафе, рестораны, творческие студии, которые вполне коммерчески рентабельны за счет большого притока людей. Жители Сысерти уже шутят, что Екатеринбург - это их пригород.
Другой пример, гастрономический фестиваль “Вишневарово”. Промышленный моногород Уварово, где приостановило деятельность промышленное предприятие, благодаря активной молодежи, основавшей фестиваль, случилось чудо: место, которое была депрессивным, стало привлекательным - там не только люди остаются жить, но и приезжают туда, изменился демографический баланс, благодаря активности на стыке социального предпринимательства и тех малых бизнесов, которые возникают вокруг.
В Калмыкии благодаря стараниям Бадмы Мушкаева, жителя поселка Адык, появилась сказочная новая страна Бумба. Молодой предприниматель и одновременно социальный активист построил в родном селе целую страну для туристов - ферму-утопию, создав ее на основе героического эпоса калмыцкого народа. Теперь это весьма популярный экологический и познавательный маршрут. Тысячи людей приезжают в Калмыкию, чтобы посмотреть это место, погрузиться в сказку.
Село Орлово Устьянского района, Архангельской области, откуда народ разъехался, так что и села как такового не осталось. Бабушки из соседней деревни Дубровское выкупили историческую избу из Орлово, вместе с внучками перенесли ее на новое место и организовали там музей и ресторан.
Благодаря возрождению кузницы, гастрономической программе, они развернули целое “градообразующее предприятие” в своем селе. Организационно-правовая форма этого их предприятия ТОС (территориальное общественное самоуправление) и где здесь грань между социальным предпринимательством и социальной активностью понять трудно.
Руководитель трека Росмолодежь.Бизнес, Дмитрий Литвин объяснил, какие меры поддержки отказываются начинающим предпринимателям.
В настоящее время Росмолодежь развивает проект “Больше, чем работа” и на следующий год есть грандиозные планы по его масштабированию. Это цикл профнавигационных мероприятий.
В рамках организованной группы молодежь, начиная от 14 лет, получает возможность побывать на предприятии крупного работодателя, в первую очередь, в своем регионе. В частности, недавно была организована поездка на Сахалинэнерго большой группы. Познакомившись лично с легендарным островом и с масштабным предприятием, участники поездки были буквально очарованы. Как рассказал Дмитрий Литвин, процент тех, кто всерьез задумался о перспективе связать свою жизнь и карьеру с этим местом и предприятием, превзошел ожидания организаторов тура.
Подробно узнать о проекте можно здесь morethanjob.ru
Как заметил Дмитрий Валериевич, Росмолодежь развивает помощь молодым предпринимателям по трем направлениям: образовательные проекты, инфраструктурные проекты, акселератор проектов.
“Все образовательные проекты направлены на то, чтобы показать, научить, дать возможность попробовать себя, через игровые механики и классические формы получения знаний…
Второй большой блок - это инфраструктурные проекты. Это не классическая мера поддержки, а пространство для комфортного самостоятельного развития и деятельности. Также в рамках “Росмолодежь. Бизнес” организован клуб молодых предпринимателей, который включает в себя представителей всех 89 регионов РФ. Клуб - это открытое сообщество молодых предпринимателей, которое позволяет коммуницировать друг с другом, друг у друга учиться и открывать новые возможности, общаясь с такими же активными, пассионарными личностями.
Акселерационные проекты созданы для ребят, которые уже имеют свой бизнес и нацелены на масштабирование. Осуществляется помощь дойти до тех ресурсных и финансовых мер поддержки, которым распоряжаются другие органы власти. Росмолодежь в этом случае выступает как агрегатор запросов, поступающих от молодых предпринимателей”.