НА ФОРУМАХ
141
2
175
2
187
1

Газовый рынок стремятся упорядочить

В последние дни одно за другим следуют сообщения с рынка газа России, что явно свидетельствует о подготовке к проведению на нем серьезных перемен. Минэнерго написало концепцию внутреннего рынка газа и направило ее на согласование в компании, сообщила газета «Известия». Независимые покупатели и продавцы газа не спешат на биржу, пишет «Экономика и жизнь».
В минэнерговской концепции особое внимание уделяется транспортировке газа – главному козырю «Газпрома» и главной причине его долгого спора с «Роснефтью» и другими производителями.
В числе прочих новаций, Минэнерго предлагает введение платы за заявленный объем транспортировки - ship or pay (транспортируй или плати).
Этот инструмент, говорят эксперты, давно применяется на мировом рынке. По условиям Ship or pay поставщик газа оплачивает транспортировку всего заявленного объема, и, в случае если он недопоставил в систему газ, у него нет возможности в будущем сделать это за счет уже оплаченного тарифа. То есть, компании будут подвергаться штрафам за невыполнение плана по транспортировке газа.
С введением принципа «транспортируй или плати» самым крупным независимым производителям - НОВАТЭКу и «Роснефти» - придется нести риски, связанные с недобором газа по заключаемым ими контрактам. Но они могут, в свою очередь, выставить своим покупателям условие take or pay. В этом случае у них снизится конкурентоспособность на рынке, так как гибкие условия контрактов были их преимуществом. Не исключено, что с введением этого условия независимые производители будут постепенно переходить на прямые поставки газа конечным потребителям.
Хотя концепция декларирует развитие рыночных отношений в отрасли, первое впечатление от нее такое: всем независимым производителям предлагается работать по привычным для «Газпрома» правилам, отказываясь, может быть, от широкого использования альтернативных методов, включая спотовую торговлю.
В связи с этим любопытен анализ «Экономики и жизнь» биржевой торговли газом в России. По итогам 2015 г. на биржевых торгах было реализовано 7,6 млрд куб. м газа. Из этого объема 59% пришлось на «Газпром» и, соответственно, 41% — на независимых производителей. Как рассказал начальник управления «Газпрома» Андрей Чебаненко, в нынешнем году тенденция пока сохраняется — 52% у «Газпрома» против 48% у независимых. С начала 2016 г. на СПбМТСБ (которая пока является единственной биржей, где продается природный газ) уже реализовано 4,3 млрд куб. м. Есть все основания полагать, что годовой объем реализации вырастет по сравнению с прошлогодним показателем.
На бирже происходит немало интересных сделок. Например, «Газпром» продает газ сам себе. Монополист выступает и  в качестве покупателя в лице своих региональных компаний. При этом доля РГК стабильно растет: если к апрелю 2015 г. они купили 9% от всего реализованного на торгах газа, то к апрелю нынешнего года — уже 47%. «Это, конечно, не означает, что СПбМТСБ является площадкой для реализации газа „Газпрома“ компаниям этой же группы. Скорее, показывает, что независимые покупатели и продавцы недостаточно участвуют», — отметил А. Чебаненко.
Сдерживающим фактором для увеличения продаж газа компания считает законодательные ограничения, установленные постановлением Правительства РФ № 323, прежде всего, паритет продаж, согласно которому «Газпром» не может реализовать газа больше, чем независимые производители. Разъяснения ФАС говорят, что превышение объемов реализации нарушением антимонопольного законодательства не является. Но позиция «Газпрома» неизменна: было бы правильно данное ограничение снять вообще. Тем более что тем же постановлением устанавливается максимальный объем реализации «Газпромом» в 17,5 млрд куб. м.
По словам А. Чебаненко, сервис, который сейчас предлагает СПбМТСБ, не в полной мере соответствует биржевому. Сейчас отсутствие центрального контрагента не позволяет организовывать перепродажи газа и наладить торговлю в целом. Даже при наличии инструментов, которые торгуются с поставкой на сутки, приобретенные на месяц объемы не могут быть реализованы с их помощью.
Еще  А. Чебаненко говорил во время недавнего общения с журналистами, что необходимо менять систему тарификации газотранспортных услуг, создавать систему бронирования мощностей ГТС. А в целом нужно стремиться к созданию единого документа, который регулировал бы взаимоотношения всех участников на рынке газа (в т. ч. вопросы их взаимодействия друг с другом и с оператором газотранспортной сети).
«Газпром» давно уже стал по сути крупнейшей транспортной компанией, именно в развитие транспортировки он направляет львиную долю инвестиций. Понятно, что монополист заинтересован в установлении таких правил взаимодействия с независимыми поставщиками, которые позволят ему гарантировать «отбивку» средств, вложенных в развитие транспортной инфраструктуры. В связи с этим понятно появление в концепции Минэнерго правила Ship or pay.

b1e6b3521755c6437f6b2702389320fd.jpg


Здоровый свет