На выставке собрано более 100 экспонатов (92 полотна и 25 фоторабот) из 15 государственных и частных музеев и 5 крупных собраний российских коллекционеров.
Имя художника Николая Мещерина многим любителям живописи ничего не говорит. А между тем в начале XX века оно стояло вровень с такими всем известными мастерами как Константин Коровин, Аполлинарий Васнецов, Исаак Левитан, Игорь Грабарь. Его знали, ценили, считали очень талантливым. Более того: это не первая выставка Николая Мещерина. Первая состоялась в 1987 году, которую сумел организовать искусствовед и реставратор Николай Александрович Гагман (предисловие же к тогдашнему каталогу написал Савелий Ямщиков). Картины Мещерина начал собирать еще в 20-е годы отец Гагмана, Именно он приобрел у вдовы Николая Мещерина несколько картин художника. С этого все и началось. Сначала несколько картин, потом увлеченные поиски, составление каталога, скрупулезная работа…
Получается, что если бы не усилия Николая Александровича Гагмана, то, возможно, мы бы в столь мощном объеме так бы и не познакомились с творчеством этого интереснейшего художника и … фотографа.
Впрочем, все по порядку. Николай Мещерин был сыном купца 1-й гильдии и владельца небезызвестной Даниловской мануфактуры Василия Ефремовича Мещерина. Николай унаследовал вполне успешное дело отца, но душа его была далека от семейного бизнеса, и он целиком решил посвятить себя творчеству, уединившись в имении Дугино, которое было построено и устроено в старых добрых традициях русского дворянства – для отдохновения, для того самого выхода из суеты, с культом охоты, с огромным количеством гостей, с вечерними посиделками и т.д. Усадьба, окруженная парком, была отнюдь не маленькая: амбары, конюшня, другие хозяйственные постройки, а для художников отдельные мастерские. Ведь Николай Васильевич сумел устроить в Дугине нечто большее, чем тихую обитель для отдыха – он создал удивительно творческую атмосферу, которая притягивала и завораживала. Недаром больше десяти лет ( с 1913 по 1925) здесь прожил Игорь Грабарь.
Переехав практически в Дугино, Николай Мещерин увлекся фотографией, у него был и фотоаппарат, что в ту пору считалось диковинкой и дорогим удовольствием – далеко не каждый мог себе позволить фотоаппарат. Николай не снимал все подряд, «на память», нет, уже в фотографиях проявилось его превосходное чутье композиции, он, что называется, «видел кадр», и тогда же он задумался над игрой света и тени. Фотографии Николая Мещерина хранились в Третьяковской галерее будучи переданные Николаем Гагманом и ранее не выставлялись. А уже после фотографии Николай Мещерин по-настоящему увлекся живописью, которой профессионально не учился. Но у него были блестящие наставнии: Мануил Аладжалов, ученик Саврасова, Илларион Прянишников, преподаватель Строгановского училища, Алексей Корин. Это были мастера разноплановые, и у всех у них Мещерин учился и увлеченно занимался своими поисками своей светотени, своего цвета. Ему нравились улавливать действительно едва уловимые переходы природы из одного состояния в другое. По этому же принципу устроена и выставка, потому что вся экспозиция разбита на четыре времени года. Николай Мещерин в своих поисках света и тени следовал традициям французских импрессионистов, воспевая при этом скромные обаятельные виды ближнего Подмосковья.
К сожалению, после революции усадьба Дугино пришла в запустение, переходила от одного хозяина к другому и восстановить ее в первозданном виде, наверное, уже и невозможно.
Николай Мещерин умер в 1916 году и разорения своего любимого Дугина не застал.
К выставке Музей русского импрессионизма подготовил саундпроменад – музыкальную экскурсию, где чудесным образом оживают сюжеты картин, звучат интересные подробности жизни Николая Мещерина и все обитателей Дугина. А главных героев – Николай Мещерина, его жену и Игоря Грабаря озвучивают актеры.