Хочу рассказать вам сегодня про Надю Рушеву. Ведь те, кому меньше 30-35, уже вряд ли о ней слышали. Последняя книга о ней вышла лет двадцать тому назад, а выставки рисунков проходят крайне редко.
Не часто балерины решаются иметь детей. Но Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева, одна из первых балерин Тувы, в 1952 году родила девочку, которую назвали Надежда. До пяти лет Надя росла как все обычные советские девочки. В пять лет, еще не умея даже читать, Надя взяла в руки карандаш, и начала рисовать. Не просто детские каляки-маляки, а рисовать так, что ластиком Надя не пользовалась никогда. И никогда не рисовала с натуры. Все ее рисунки – импровизация, плод воображения. Летящие, четкие, немногочисленные штрихи создавали настолько живые образы, что не верилось, что это рисует маленькая девочка. С тех пор Надя не расставалась с карандашом и бумагой. В буквальном смысле этого слова. Она рисовала часами. А вдохновляла ее классическая литература. Однажды отец читал семилетней Наде пушкинскую «Сказку о царе Салтане». И пока он читал – Надя сделала 36 иллюстраций к произведению. Сама Надя описывала процесс рисования так, будто она просто обводит карандашом на бумаге контуры того, что уже нарисовало там ее воображение - «Я их заранее вижу... Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести». Мудрый Надин папа, Николай Константинович, сам будучи художником, решил не отдавать дочку в изобразительную школу, ведь там, прививая академические навыки, могли разрушить такое неповторимое, такое своеобразное видение мира юной художницы.
Соблазнение Евы змеем
В 1959 году родители повезли дочь в Ленинград. И там, на Мойке, 12, состоялась встреча Нади Рушевой и Александра Пушкина. Пушкина Надя называла «своим родным поэтом». Это было как встреча родственных душ во времени-пространстве. Рисуя в похожем стиле, Надя вовсе не копировала Пушкина, прекрасного рисовальщика. Ведь в своей манере она начала рисовать задолго до того, как увидела пушкинские рисунки. Но эта манера привлекла известного пушкиниста А. И. Гессена, который предложил Наде проиллюстрировать первые главы его книги «Жизнь Пушкина». На тему Лицея Надя рисовала много, а у самого Пушкина рисунков того периода практически нет. Удивительно, но художнице как будто удалось заглянуть в мир Пушкина. Она рисовала его и в Лицее, и вместе с детьми, и в домашней обстановке, так, будто видела это все своими глазами. Пушкину посвящено более 300 рисунков из 12 000 сохранившихся. А сколько их было подарено, роздано, утеряно на самых первых выставках!
Пушкиниана
В одиннадцать лет Надины рисунки были напечатаны в «Пионерской правде», через год состоялась первая выставка в редакции журнала «Юность» (именно в «Юности» я когда-то первый раз и прочитала про Надю Рушеву, уже много позже, конечно же). В последующие пять лет прошло ещё 15 персональных выставок - в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии и Индии. Ни искусствоведы, ни простые зрители не оставались равнодушны перед магией таланта. Тончайшие движения души, настроение, выражение лица, пластика – все читалось в линиях и штрихах.
Надя очень много иллюстрировала. Хотя собиралась стать мультипликатором, а не иллюстратором.
У нее есть иллюстрации к К.Чуковскому, В.Шекспиру, Л.Кассилю, Ф.Рабле, Х.К.Андерсену, Н.Гоголю, Э.Гофману, Ч.Диккенсу, Д.Байрону, А.Грину, А.Дюма, Р.Киплингу, Д.Родари, Н.Некрасову, Ж.Верну, А.Блоку, В.Гюго, М.Булгакову, М.Лермонтову, А.Сент-Экзюпери, Э.Войнич.
Четыреста рисунков к “Войне и миру”.
Сто семьдесят иллюстраций к “Мастеру и Маргарите”.
Кроме этого, циклы «Автопортреты», «Балет» и другие.
Автопортрет
Балет
Вдова Михаила Булгакова Елена Сергеевна высоко ценила Надины иллюстрации. Маргарита у Нади похожа на Елену Сергеевну, хотя Надя ее никогда не видела, а Мастер – на Михаила Афанасьевича. Эти иллюстрации, созданные полвека назад, являются, пожалуй, самыми известными и по сей день.
Как свободно!.. Зрело!.. Поэтическая недосказанность: чем больше смотришь, тем больше затягивает... Какая амплитуда чувств!.. Девочка в 16 лет прекрасно все поняла. И не только поняла, но и убедительно, великолепно изобразила |
Иллюстрации к Мастеру и Маргарите
В конце февраля 1969 года киностудия «Ленфильм» пригласила 17-летнюю художницу принять участие в съемках биографического фильма о себе. К сожалению, фильм остался незавершенным.
5 марта того же года, собираясь в школу, Надя потеряла сознание. Ее увезли на скорой в Первую Градскую больницу, где она умерла, не приходя в сознание. Причина – врожденная аневризма сосудов головного мозга. Это заболевание тогда лечить не умели. Да и не диагностировали его никак у веселой, жизнерадостной, активной девочки. Никто не знал, что с таким заболеванием редко и до десяти лет доживают, а Наде было отпущено семнадцать, двенадцать из которых она рисовала…
Художественное наследие Нади Рушевой хранится в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры и Государственном музее А.С. Пушкина в Москве.
Надя будто пришла в этот мир со своей какой-то особой миссией. Выполнила ее и ушла. Откуда такая «вспышка» таланта, часто встречающаяся у музыкантов и поэтов, но очень редко у художников? Почему она не интересовалась тем, что обычно интересуются девочки ее возраста – скакалки, игры, болтовня, мальчики… В ее мире были книги, биографии, классика, история, часы и часы кропотливой работы, делать которую ее никто не заставлял. Теперь уже, увы, никто не узнает. Давайте хотя бы помнить.
https://www.youtube.com/watch?v=-W7ERiVdQfY
https://www.youtube.com/watch?v=I3342IAzk4w
МИРЫ ХУДОЖНИКА АНАТОЛИЯ СЕЛЮТИНА. Ч. 1
МИРЫ ХУДОЖНИКА АНАТОЛИЯ СЕЛЮТИНА. Ч. 2
МИРЫ ХУДОЖНИКА АНАТОЛИЯ СЕЛЮТИНА. Ч. 3