НА ФОРУМАХ
31
48
106
1

Керамисты: волшебные соавторы стихии

Маленький постфактум к групповой выставке керамики дровяных обжигов «Высоко» в галерее на Каширке

Текст: Галина Мумрикова

Выставка, собственно, недавно окончилось, и я, как часто у меня, к сожалению, бывает, опоздала. Но мне прислали фотографии, а главное – высказывания самих участников о дровяном обжиге, которые можно читать как книгу, как поэму, как откровения мастеров, прошедших реально «огонь, воду и медные трубы». «Медные трубы» трубят, конечно, на выставках, потому что такие мероприятия – праздник. Это завершение огромной командной работы, на котором говорятся хорошие слова, где можно уже со стороны полюбоваться на дело рук своих. Название «Высоко» навеяно не только высокими температурами, при которых глина затвердевает, но и вполне законной претензией на высокое рукотворное искусство.

1-Ирина Бабодей. Хранитель света..jpg

Ирина Бабодей. Хранитель света

Экспозиция была выстроена по принципу керамической мастерской. Работы подчас стояли довольно плотно, как будто их только что выгрузили из печи. Важно было подчеркнуть, что при дровяном обжиге один из важнейших моментов – точные слаженные действия команды. Анна Толстая, одна из почти сорока участниц выставки, сказала: «Каждый обжиг – это уникальный социальный опыт совместного физического труда, общения и коллективного принятия решений. Все личные качества, способности и компетенции участников обжига проявляются, складываются и находят свое уникальное место и синергетически работают на результат».

… А я впервые услышала эти слова – дровяной обжиг – когда писала о керамике Ани Филипповой из Хотькова, увидела тогда и ее работы, и многие другие на Елагином острове в июне 2021 года в Санкт-Петербурге, где прямо на пленере проходила выставка «Стекло и керамика в пейзаже». Потом Аня мне рассказала про то, что такое обжиг и даже показала свою печь в мастерской. К керамике с тех пор стала относиться с большим уважением, нежели раньше. Ведь её утилитарность, её прямое назначение постепенно трансформировалось в реальное искусство и, пока керамика стала арт-объектом, прошла уйма времени. А ее возможности поистине безграничны – от декоративной вазы и изображения зверюшек до керамических панно и сложных философских самовыражений.

И про дровяной обжиг Аня мне рассказывала. И про традиционные японские печи Ноборигама и Анагама тоже. Невозможно было не впечатлиться этой сложнейшей техникой – стихией огня, непредсказуемостью процесса, тем, что до последней минуты мастера так и не знают, что же получат на выходе. И вообще во время обжига надо около печи находиться, можно сказать, почти сродниться с ней. Только при дровяном обжиге получается необычный матовый блеск и оттенки, которые никогда не даст печь электрическая. Ведь плавясь, зола, которая выделяется при обжиге, становится этаким огненным художником, создавая свой собственный и цвет, и рисунок.

*Анастасия Червонная, Москва. Дровяные обжиги для меня – это возможность почувствовать себя сильнее и свободнее. Иррациональная отдача процессу и жесткий контроль одновременно порождают азарт и мотивацию к познанию технологии. Увидеть тот же огонь в глазах единомышленников – большая ценность.

*Елена Тарасова, Москва. Когда я впервые увидела Ноборигаму, то была поражена ее размерами и живой силой, исходящей из нее. Она, как огромная Медведица, лежит, а вокруг бегают и суетятся люди с горящими глазами, кормят ее вкусными дровами, а потом с нетерпением ждут, когда же эта гигантская штука позволит заглянуть внутрь и посмотреть на чудо, сотворенное огнем.

*Дарья Гостинская, Москва. Дровяной обжиг для меня – это в первую очередь процесс. Процесс взаимодействия с печью, с людьми (командой). Каждая печь, как музыкальный инструмент, как живой организм. К ней нужно подстроиться, внимательно слушать и следить. Это магнит, притягивающий своей энергией, звуком потрескивающих дров, цветом пламени. Работа в команде сравнима с оркестром: слаженные действия, понимание друг друга под руководством опытного дирижера. И, конечно, неповторимость результата в соавторстве с огнем.

2-IMG_20240127_192248.jpg

Такой миленький слонёнок

3-FullSizeRender (7).jpg

Барашек, овечка?..

4-FullSizeRender (6).jpg

А тут целое стадо

5-FullSizeRender (9) (1).jpg

Рыбка

6-IMG_20240127_192214.jpg

Зверь довольно грозный, а, может, и нет

Между тем керамика уже давно заняла свое достойное место в череде художественных артефактов. Грани ее возможностей самовыражения неисчерпаемы – ей всё подвластно. Так ностальгически смотрится и слоненок, и коняшки, и уютная рыбка с упрямым барашком, а также царь-петушок – он же, по замыслу автора, хранитель света. Фото мне прислали без подписей, и я сначала хотела их запросить, но потом передумала (пусть останется некая интрига: я не знаю, чьи конкретно выбрала работы и как они называются). В корне изменилась в последнее время и столь распространенная керамическая ваза, которая из своих «утилитарных шаровар», из горшка для цветочков стала реально арт-объектом со своим лицом и скрытыми смыслами.

7-IMG_20240127_192049.jpg

Новое звучание традиционных сосудов

8-IMG_20240127_191155.jpg

Фрагмент экспозиции

8а-IMG_20240127_190211.jpg

И это тоже керамика

8б-FullSizeRender (3) (1).jpg

Вот сколько посуды!

9-IMG_20240127_190415.jpg

Парочка

*Екатерина Базлова, Хотьково. Обжиг – волшебный соавтор. Непредсказуемый и подчас капризный. Он дарит тебе такой результат, который не рассчитать и не промыслить никаким логическим усилием.

*Евгения Цветкова, Москва. Дровяной обжиг – это всегда коллективное действо, похожее на магические ритуалы, близкое общение с огнедышащим существом, которое и согревает тебя, и завораживает.

*Татьяна Терешкова, Москва. Для меня дровяной обжиг – это всегда магия, таинство взаимодействия огня и человека. В дровяной печи причудливым образом меняется текстура и цвет, появляются удивительные эффекты. Огонь проявляет свой характер, каждый обжиг уникален и неповторим. А с каким трепетом и волнением мы открываем печь, какие эмоции испытываем при разгрузке…

10-FullSizeRender (1).jpg

Почти фрески

11-FullSizeRender (2).jpg

Фрагмент экспозиции

12-FullSizeRender (13).jpg

Триптих, наверное. А, может, и нет

13-IMG_20240127_185501.jpg

В ярких тонах

13а-FullSizeRender (9).jpg

Смелое решение

14-IMG_20240127_191614.jpg

Женские портреты

Не меньше скрытых смыслов и в керамических панно, которые смахивают то на фаюмский портрет, как будто написанный воском, то вдруг появляются женские лики Модильяни, то отражающие нечто индустриальное или какой-то лирический осенний пейзаж.

16-IMG_20240127_190049.jpg  

Из Космоса?

17-IMG_20240127_191827.jpg  

Фрагмент экспозиции

18-FullSizeRender (4).jpg  

Может, инопланетяне?

19-IMG_20240127_191253.jpg  

Очень любопытный ряд

20-IMG_20240127_185620.jpg  

Тоже нечто космическое...

 21-FullSizeRender (15).jpg

Фрагмент

 21а-FullSizeRender (14).jpg

Еще один фрагмент

А эти артефакты очень даже ассоциируются с нечто космическим, упавшим с неба, свалившимся неожиданно, внезапно, как будто сделанные где-то на Луне и долетевшие к нам из бездны, и повторяющиеся на них элементы говорят о том, что было нечто большое, а тут вот часть целого, осколок, но осколок ценный, прошедший сквозь огонь – крепкий, можно сказать, вечный.

22-IMG_20240127_192140.jpg

Ab ovo

23-IMG_20240127_191409.jpg

Их трое

23а-FullSizeRender (8).jpg  

Фрагмент экспозиции

24-IMG_20240127_184112.jpg

Наверное, авторы около своих работ

26-FullSizeRender.jpg

Философия свёртывания

Страшно понравились мне лесенка и те, кто выходит из яйца – не хрупкого, а такого мощного, увесистого. Вот уж действительно – ab ovo – всё начинается там, внутри, буквально всё. И три лица, обращенные к солнцу, прямые лучи которого наш глаз не воспринимает, - о чем они молчат, о чем думают? И кружевная толстушка тоже очень забавная.

*Марина Акилова, Псков. Люблю работать в соавторстве со стихией, слушать ее, наблюдать, по каким законам работает такая непредсказуемая, на первый взгляд, печь. А закономерности есть, они становятся заметны со временем. И мне нравится это ощущение «дикой природы», которое присуще дровяной керамике. Я могу использовать Анагаму как кисть, красить предметы огнем, сполохами и потеками, при этом всегда ощущая немыслимую энергию живого огня, которая заряжает меня на новый виток работы.

*Анна Рымарь, Липецк. …С каждым обжигом утончается чувствование, восприятие и понимание процесса, когда ты читаешь обжиг не по термопаре, а по цвету дыма, огня, угольной подушки и ее количества, звукам печи. Каждый обжиг преображает и закаляет не только керамику, но и самого автора.

*Марина Вдовиченко. Москва. У каждого свой огонь. Мы несем его через всю нашу жизнь в ладонях души, бережем от ветров и дождей, поддерживаем его любовью и мечтами, делимся им, если вдруг угасает надежда. Так же рождается, крепнет, закаляется и становится неповторимой керамика во чреве печи. Нас влечет к огню, он завораживает и ведет немой диалог на очень древнем огне, понятном только в тишине…

27-IMG_20240127_185650.jpg

Терем-теремок?

28-IMG_20240127_185733.jpg

Или нет?

29-IMG_20240127_191850.jpg

Нечто высокое

30-FullSizeRender (3).jpg

И в нежных тонах - кто?

31-FullSizeRender (12).jpg

Еще один артефакт

32-IMG20240126175502.jpg

И даже пара телефонов...

Вообще все работы с философским подтекстом, выдающие некую информацию к размышлению, вызывают неожиданный эмоциональный подъем, желание разобраться по сути, в сути, по существу. Такая она, многоликая керамика, прошедшая через замыслы художников, через причащение огнем, выдав удивительные краски. Ее формы, дырочки, клеточки, крестики, тонкие полоски, каждый красочный мазок создают неожиданный эффект – со всех сторон. Она – великий имитатор, из нее можно получить что угодно – от теремка до абстрактного человечка, от кастрюльки до коммунального телефона. И всё будет интересно и необычно, ибо в каждом артефакте мы узнаём окружающий нас мир, просто чуточку смещённый. Куда смещённый? А как нам захочется увидеть…

Участники выставки: Мария Александрова, Анна Андрианова, Наталья Андрушкевич, Анна Толстая, Ирина Бабодей, Екатерина Базлова, Любовь Белая, Виктория Веремеенко, Мария Богатырь, Наталья Вострякова, Дарья Гостинская, Екатерина Ельникова, Мария Вдовиченко, Татьяна Дидковская, Евгения Зеегофер, Наталья Морозова, Анжела Каменева, Юлия Клисенко, Кострова Наталья, Марина Мясникова, Николай Муминов, Дарья Орочко, Наталья Патрушева, Екатерина Пономарёва, Анна Рымарь, Елена Скворцова, Галина Сметанина, Марина Степанова-Ланская, Наталья Решетиленко-Ефимова, Елена Тарасова, Татьяна Терешкова, Ирина Трусова, Наталья Синева, Екатерина Перова, Сарасвати, Дина Терентьева, Екатерина Фоминых, Анна Филиппова, Анастасия Червонная, Евгения Цветкова, Екатерина Яковлева, Марина Акилова, Анна Орлова.

Куратор: Татьяна Пунанс, со-куратор Анастасия Червонная.

Фото: Наталья Андрушкевич

Фото:

Здоровый свет