Десятая юбилейная ярмарка современного искусства в Гостином дворе, которая проходила в середине сентября, завершилась. В ней участвовали 72 галереи, показавшие более полутора тысяч работ. Устроители сообщили, что за четыре дня мероприятие посетили свыше 24 тысяч, и у многих галеристов состоялись весьма успешные продажи. Правда, пресс-конференция на этот раз была довольно вялой и хилой: зачитали по бумажке пресс-релиз, озвучили приз «Лучший стенд» и… можно сказать – все. Дальше начались экскурсии. По окончании ярмарки крутые глянцевые СМИ традиционно опубликовали фото знаковых персон, которые удостоили своим посещением ярмарку.
Обойдемся без знаковых персон. Давайте действительно об искусстве. В частности, о классике. Той самой, где «холст, масло» или «холст, акрил». Ее становится с каждым годом все меньше. Художники чаще обращаются к объектам, перемешивая холсты, жанры, сюжеты, «сливая» свои концепции в серии, разрабатывая сложные тексты по принципу «чем непонятнее, тем круче». Но – не все. Хорошие тексты, названия, как и интересные холсты тоже были.
Павел Пепперштейн. "Пробуждение искусственного интеллекта" Холст, масло, акрил. 2022
Работы Павла Пепперштейна
Павел Пепперштейн. "Во время интервью..." Холст, акрил. 2019
Работы Рината Волигамси
Работы Рината Волигамси
Конечно, Павел Пепперштейн (Jart Gallery) и Ринат Волигамси (11.12 Gallery) – по нынешним временам реально художники, перешедшие в разряд «классиков». Они почти ровесники. Абсолютно разные и всегда узнаваемые. Пепперштейн – основатель «психоделического реализма». Стиль Волигамси, который получил в 2014-м сразу две премии – имени Репина и Кандинского, вообще не поддается определению. Его стиль – стиль Рината Волигамси, и этим все сказано. Каждый раз интересно наблюдать за ходом его мыслей и каждый раз радуешься чужой фантазии, которая моментально становится и твоей.
Обойдемся без знаковых персон. Давайте действительно об искусстве. В частности, о классике. Той самой, где «холст, масло» или «холст, акрил». Ее становится с каждым годом все меньше. Художники чаще обращаются к объектам, перемешивая холсты, жанры, сюжеты, «сливая» свои концепции в серии, разрабатывая сложные тексты по принципу «чем непонятнее, тем круче». Но – не все. Хорошие тексты, названия, как и интересные холсты тоже были.
Ольга Тобрелутс., Транскодированные структуры. Холст, масло.
Ольга Тобрелутс (Pogodina Gallery) в своей неоклассике всегда умела поражать зрителя, удивлять, наводить на размышление своими живописными фантазиями, цифровыми кодами, их внедрением в то самое классическое «холст, масло». Ее работа на ярмарке была продана за какую-то фантастическую цену.
Алексей Дубинский. Ящер. 2013-2-19. Холст, акрил
Алексей Дубинский. Зенит. 2013-2019. Холст, акрил
Ася Феоктистова. Случайно увиденное. 2022
Галерея «Гридчинхолл» показала работы своих резидентов – непременного участника практически всех мероприятий арт-резиденции Владимира Грига (почти как визитная карточка), Алексея Дубинского, выпускника академии Ильи Глазунова и Аси Феоктистовой, родившейся в Нижнем Новгороде и которая является председателем попечительского совета нижегородской галереи FUTURO. В целом получилось очень даже достойное трио: экспрессия Аси, графика Грига и «красные» фантазии Дубинского.
Аркадий Насонов. Иногда кажется будто любишь бесконечног и беспредельно. 1993. Серия "Вознесение наблюдателя к метеорологу" Холст, масло
Аркадий Насонов. Серия "Из алфавитного справочника снов". 1998-2003. Графический лист с 5-6 клеймами. Бумага, клейма, чернила
Кстати, о сочетаниях. Каждый стенд на ярмарке – это свое ограниченное пространство, которое выстраивает куратор и которое нужно с умом организовать. Приз за лучший стенд в этом году получила галерея Марины Гисич (непонятно – за что?). Будь моя воля, я бы дала приз другой галерее - Ingallery, где концептуальная мысль экспозиции не расходилась с внешним содержанием. Все было продумано до мелочей: и то, как был представлен художник Аркадий Насонов, и дополнительные материалы для понимания представителя психоделического реализма с его такой говорящей живописью, как будто автор все время присутствует рядом с написанным им словами и кистью, и грамотный, причем каждый раз эксклюзивный, «инструктаж» сотрудников галереи, который они давали всем желающим познакомиться с автором. Недаром стенд был одним из самых посещаемых.
Петр Кирюша Ничейная земля. Холст, акрил. 2020
Петр Кирюша. Ничейная земля. Холст, акрил. 2020
На такой же высокий «замах планки» тянула еще одна галерея – Питерская Myth Gallery, на стенде которой оказались Ульяна Подкорытова с керамическими скульптурами, Лиза Бобкова с графикой и инсталляцией и Петр Кирюша со своей порывистой живописью. Сочетание несочетаемого? Ничего подобного – все очень даже сочеталось.
Ирина Дрозд. Не смотри, это не вкусно. 2020. Холст, масло
Ирина Дрозд. Рана на пальце. Холст, масло
И абсолютно несочетаемо выглядели три художника на стенде Artzip Gallery. «Водолазы» Леонида Тишкова как-то реально тянули на дно большие детские холсты питерской художницы Ирины Дрозд, на которых дети – образ детства и его осмысление. А Таню Пеникер я, получается, вообще не заметила. Как такое может быть? Наверное, сработал «закон больших чисел», когда в галерее слишком уж много художников, здесь не работает. Выбрать сложно , и получается базар, рынок. Не более того.

Андрей Новиков. Team, 2022, холст, масло
Сергей Карев Галерея Futuro Нижний Новгород
Из знакомых художников приятно было увидеть на стенде галереи К35 работу Андрея Новикова Team, а на стенде молодой нижегородской галереи Futuro (основана в 2016 г.) полотно Сергея Карева. Я познакомилась с ним на выставке «Проявления» на заводе современного искусства «Варочный цех» аж в 2016 году.
Вадим Сидур. Памятник погибшим от бомб
И, конечно, впечатляет скульптура Вадима Сидура «Памятник погибшим от бомб». Это – без комментариев.
Продолжение следует
