НА ФОРУМАХ
42
1
76
3
103
3

Cosmoscow-2022: конец классики или да здравствует классика?

Десятая юбилейная ярмарка современного искусства в Гостином дворе, которая проходила в середине сентября, завершилась. В ней участвовали 72 галереи, показавшие более полутора тысяч работ. Устроители сообщили, что за четыре дня мероприятие посетили свыше 24 тысяч, и у многих галеристов состоялись весьма успешные продажи. Правда, пресс-конференция на этот раз была довольно вялой и хилой: зачитали по бумажке пресс-релиз, озвучили приз «Лучший стенд» и… можно сказать – все. Дальше начались экскурсии. По окончании ярмарки крутые глянцевые СМИ традиционно опубликовали фото знаковых персон, которые удостоили своим посещением ярмарку.

Обойдемся без знаковых персон. Давайте действительно об искусстве. В частности, о классике. Той самой, где «холст, масло» или «холст, акрил». Ее становится с каждым годом все меньше. Художники чаще обращаются к объектам, перемешивая холсты, жанры, сюжеты, «сливая» свои концепции в серии, разрабатывая сложные тексты по принципу «чем непонятнее, тем круче». Но – не все. Хорошие тексты, названия, как и интересные холсты тоже были.

1-Павел Пепперштейн. %22Пробуждение искусственного интеллекта%22 Холст, масло, акрил. 2022.jpg

Павел Пепперштейн. "Пробуждение искусственного интеллекта" Холст, масло, акрил. 2022

1а-Павел Пепперштейн-1 Jart Gallery.jpg

Работы Павла Пепперштейна

2-Павел Пепперштейн. %22Во время интервью...%22 Холст, акрил. 2019.jpg

Павел Пепперштейн. "Во время интервью..." Холст, акрил. 2019

3-Ринат Волигамси-1 -11.12 Gallery.jpg

Работы Рината Волигамси

4-Ринат Волигамси-2.jpg

Работы Рината Волигамси

Конечно, Павел Пепперштейн (Jart Gallery) и Ринат Волигамси (11.12 Gallery) – по нынешним временам реально художники, перешедшие в разряд «классиков». Они почти ровесники. Абсолютно разные и всегда узнаваемые. Пепперштейн – основатель «психоделического реализма». Стиль Волигамси, который получил в 2014-м сразу две премии – имени Репина и Кандинского, вообще не поддается определению. Его стиль – стиль Рината Волигамси, и этим все сказано. Каждый раз интересно наблюдать за ходом его мыслей и каждый раз радуешься чужой фантазии, которая моментально становится и твоей.

Обойдемся без знаковых персон. Давайте действительно об искусстве. В частности, о классике. Той самой, где «холст, масло» или «холст, акрил». Ее становится с каждым годом все меньше. Художники чаще обращаются к объектам, перемешивая холсты, жанры, сюжеты, «сливая» свои концепции в серии, разрабатывая сложные тексты по принципу «чем непонятнее, тем круче». Но – не все. Хорошие тексты, названия, как и интересные холсты тоже были.

5-Ольга Тобрелутцс., Транскодированные структуры. Холст, масло. Pogodina Gallery.jpg

Ольга Тобрелутс., Транскодированные структуры. Холст, масло.

Ольга Тобрелутс (Pogodina Gallery) в своей неоклассике всегда умела поражать зрителя, удивлять, наводить на размышление своими живописными фантазиями, цифровыми кодами, их внедрением в то самое классическое «холст, масло». Ее работа на ярмарке была продана за какую-то фантастическую цену.

6-Алексей Дубинский. Ящер. 2013-2-19. Холст, акрил. - Гридчинхолл.jpg

Алексей Дубинский. Ящер. 2013-2-19. Холст, акрил

7-Алексей Дубинский. Зенит. 2013-2019. Холст, акрил.  Гридчинхолл.jpg

Алексей Дубинский. Зенит. 2013-2019. Холст, акрил

8-Ася Феоктистова. Случайно увиденное. 2022. Гридчинхолл.jpg

Ася Феоктистова. Случайно увиденное. 2022

Галерея «Гридчинхолл» показала работы своих резидентов – непременного участника практически всех мероприятий арт-резиденции Владимира Грига (почти как визитная карточка), Алексея Дубинского, выпускника академии Ильи Глазунова и Аси Феоктистовой, родившейся в Нижнем Новгороде и которая является председателем попечительского совета нижегородской галереи FUTURO. В целом получилось очень даже достойное трио: экспрессия Аси, графика Грига и «красные» фантазии Дубинского.

Без заголовка.1png.png

Аркадий Насонов. Иногда кажется будто любишь бесконечног и беспредельно. 1993. Серия "Вознесение наблюдателя к метеорологу" Холст, масло

Без заголовка2.png

Аркадий Насонов. Серия "Из алфавитного справочника снов". 1998-2003. Графический лист с 5-6 клеймами. Бумага, клейма, чернила

Кстати, о сочетаниях. Каждый стенд на ярмарке – это свое ограниченное пространство, которое выстраивает куратор и которое нужно с умом организовать. Приз за лучший стенд в этом году получила галерея Марины Гисич (непонятно – за что?). Будь моя воля, я бы дала приз другой галерее - Ingallery, где концептуальная мысль экспозиции не расходилась с внешним содержанием. Все было продумано до мелочей: и то, как был представлен художник Аркадий Насонов, и дополнительные материалы для понимания представителя психоделического реализма с его такой говорящей живописью, как будто автор все время присутствует рядом с написанным им словами и кистью, и грамотный, причем каждый раз эксклюзивный, «инструктаж» сотрудников галереи, который они давали всем желающим познакомиться с автором. Недаром стенд был одним из самых посещаемых.

11-Петр Кирюша Ничейная земля. Холст, акрил. 2020 - Mith Gallery.jpg

Петр Кирюша Ничейная земля. Холст, акрил. 2020

11а-Петр Кирюша. Ничейная земля. Холст, акрил. 2020.jpg

Петр Кирюша. Ничейная земля. Холст, акрил. 2020

На такой же высокий «замах планки» тянула еще одна галерея – Питерская Myth Gallery, на стенде которой оказались Ульяна Подкорытова с керамическими скульптурами, Лиза Бобкова с графикой и инсталляцией и Петр Кирюша со своей порывистой живописью. Сочетание несочетаемого? Ничего подобного – все очень даже сочеталось.

13-Ирина Дрозд. Не смотри, это не вкусно. 2020. Холст, масло Artzip.jpg

Ирина Дрозд. Не смотри, это не вкусно. 2020. Холст, масло

14-Ирина Дрозд. Рана на пальце. Холст, масло. Artzip Gallery.jpg

Ирина Дрозд. Рана на пальце. Холст, масло

15-Леонид Тишков. Р?Р· серии %22Водолазы%22 2022 Бумага советских времен, тушь, акриловые белила Artzip Gallery.jpg

Леонид Тишков. Из серии "Водолазы" 2022 Бумага советских времен, тушь, акриловые белила

И абсолютно несочетаемо выглядели три художника на стенде Artzip Gallery. «Водолазы» Леонида Тишкова как-то реально тянули на дно большие детские холсты питерской художницы Ирины Дрозд, на которых дети – образ детства и его осмысление. А Таню Пеникер я, получается, вообще не заметила. Как такое может быть? Наверное, сработал «закон больших чисел», когда в галерее слишком уж много художников, здесь не работает. Выбрать сложно , и получается базар, рынок. Не более того.
15а-Андрей Новиков. Team, 2022, холст, масло .jpg

Андрей Новиков. Team, 2022, холст, масло

17-Сергей Карев Галерея Futuro Нижнимй Новгород.jpg

Сергей Карев Галерея Futuro Нижний Новгород

Из знакомых художников приятно было увидеть на стенде галереи К35 работу Андрея Новикова Team, а на стенде молодой нижегородской галереи Futuro (основана в 2016 г.) полотно Сергея Карева. Я познакомилась с ним на выставке «Проявления» на заводе современного искусства «Варочный цех» аж в 2016 году.

23-Вадим Сидур. Памятник погибшим от бомб.jpg

Вадим Сидур. Памятник погибшим от бомб

И, конечно, впечатляет скульптура Вадима Сидура «Памятник погибшим от бомб». Это – без комментариев.

Продолжение следует


Здоровый свет