НА ФОРУМАХ
125
2
291
2
192
2

БАЛАГАН ПАЛЬТО в Elohovskiy Gallery: метаморфозы из-под полы

scale_1200.jpg

Честно признаюсь, что концептуалистов не любила никогда. Сначала сторонилась их от непонимания, а потом, видимо, не на тех нападала. Впрочем, концептуальное и современное – одного поля ягоды. Но с терминами пусть крутые искусствоведы разбираются. Что же касается идеи, концепта, как такового, то за него можно принять что угодно – любую букашку, любое явление – смотря как преподнести. А вот последнее получается у немногих. Они-то, немногие, и остаются, на них буквально «западают».

На Балаган с пальтишками от Петрелли я «запала» не глядя. Любопытство заело, знакомые имена, новое пространство…

… И не пожалела. Давно, прямо скажем, не получала такого драйва.

Начнем с того, что все выставочное пространство представляет собой некую большую довольно безалаберную квартиру, в которой уживаются люди самые разные и куда вы спускаетесь, как в преисподнюю, по красной лестнице. Ну, а дальше, как захотите: можно пойти с в гостиную, а можно сразу на кухню. Или в примерочную присмотреть пальтишко. Можно пошуровать через стекло в архивах.

В каждой комнате свои атрибуты, свой дизайн, своя атмосфера. И… реально немного балагана. То есть театра. Да что говорить, сам Александр Петрелли в своим пальто на каждом культурном мероприятии – уже спектакль. Уже и юбилейная выставка галереи «Пальто» прошла в Cube два года назад (время летит). В гостиной (кстати, господа, кто писал красного цвета релизик-путеводитель – слово «гостиНая» пишется с одной буквой «н» - 5 класс, вторая четверть) можно присесть на диванчик,  посмотреть кино про художников и отдохнуть.

scale_1200по.jpg

Сделать выставку с известной долей юмора с одной стороны просто – они все, концептуалисты, юморят, а с другой – есть опасность пуститься во все тяжкие, переборщить, переиграть.

Первое впечатление – через стенку-стекло смотрел на нас очаровательный котик Валеры Чтак. Grozis. Красота, да и только. А дальше мы ходили как-то хаотично, кругами, все время возвращаясь на исходный рубеж и изредка почитывая красный листочек-путеводитель. Можно пройти мимо Айдан Салаховой, лишь зафиксировав: да, это она. И мимо деревянных работ классика концептуализма Анатолия Осмоловского тоже можно пройти, не останавливаясь: да, это он.

scale_1200и и.jpg

Вот Андрей Ройтер, один из авторов «Детского сада» с 17 лет выставлялся в Горкоме графиков. Да, он уже и не наш практически, курсируя между Голландией, где началась его стремительная карьера, и Америкой, но если вдуматься, то пусть не наш в географическом плане, а в Архитектурном институте учился-таки в Москве.

Вот уж кого я вообще раньше не воспринимала, так это Аркадия Насонова с его бурной биографией и участием в разных группах, но наткнувшись однажды на его откровения какому-то интернет-изданию, прониклась к нему симпатией и даже поизучала психоделический реализм, представителем которого он числится. Но главное – я теперь узнАю его сразу, с первого взгляда.

еккр.jpg

Вообще все концептуалисты, которые начали свой так называемый творческий путь еще в 1980-е, большие любители создавать какие-то группировки и практически все «многостаночники», работая в самых разных жанрах одновременно – в живописи, графике, фотографии, перформансах, инсталляциях. Они не боялись и не боятся экспериментировать, соединять, казалось бы, несоединимое, участвуют в любых арт-тусовках, где можно показать свои работы, уезжают и возвращаются обратно, а их идеи и проекты порой просто бегут впереди телеги. Поди успей! Вот попробуйте не узнать at a glance любой комикс Гоши Острецова!

лагл.jpg

Многие подписывают свои работы самым оригинальнейшим образом. Даже теоретик искусства и его популяризатор, а также создатель «Института Лифшица» Дмитрий Гутов пишет нечто нейтральное, может, даже банальное. Или, напротив, назидательно-ироничное. «Искусство выживать». Поди ж ты. И ножички. Ножички-то мы «скушаем», а вот как выживать после этого? Вопрос.

Конечно, про арт-дуэт Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, который длился двадцать лет, известно всем. А расклад такой. Дубосарский закончил Суриковский в 1991-м. Сергей Шеховцов из Ростовского училища им.М.Б.Грекова попал в Суриковский в мастерскую Николая Андронова и окончил в 1996-м. Егор Плотников учился в Суриковском позже у Павла Никонова, впитав в себя его суровый стиль. Но я сейчас о другом. О том, как они рисуют. О школе. Вольно ж им всем не экспериментировать, если у них есть эта самая школа. А еще из сквота на Бауманской в конце 1990-х получались потом совместные выставки в России и за рубежом (Дубосарский-Кошляков. Кошляков-Шеховцов). Тут такие переплетения, что голова закружится.

илшджш.jpg

По возрасту да и по школе Олег Петренко стоит вообще особняком от «Суриковского конгломерата». Он – профессор Академии Штиглица. Преподает рисунок больше тридцати лет.

вау.jpg

Если художники группы Еликука (Олег Елисеев и Женя Куковеров) реально исследуют «формы глупости и нахальства в художественной среде», то что ж – это им удается. Молодежь сегодня такая падкая на глупости. Впрочем, на глупости попалась и Третьяковская галерея, поскольку работы Еликука есть в коллекции Третьяковки.

джщджш.jpg

Работы Дмитрия Грина я видела в Гуслице в рамках параллельной программы Московской Биеннале современного искусства больше десяти лет назад, потом на Арт Москве в 2022-м. Наверное, пора изобрести что-нибудь новенькое, потому что tape-art уже как бы и поднадоел.

Вот уж кто не надоест, так это Паруйр Давтян. Правда, когда я начиталась, что про него пишут умные критики… ужас какой-то! Он реально с мощным невероятным потенциалом, как сказала Ольга Свиблов. Он выдумщик не ради выдумки, он выдумщик-аналитик, который не будет муссировать первую попавшуюся мысль. Ведь переосмысление – процесс. А последний требует времени. В противном случае может получиться просто игра в термины.  

южю.jpg

Дарья Коновалова-Инфанте, у которой все в роду живописцы, фотографы, режиссеры, актеры, окончив и лицей при РАХ, и курсы керамики в Строгановке, выбрала в качестве темы что ли обыкновенную тень, игру с тенью, - одним словом, тень во всех ее ипостасях. Два года назад я видела ее серию «Тайная жизнь вещей» в Граунд Солянке. Там такие тени реально неожиданные, какие-то превращения, которые привидеться могут только художнику, ее личные силуэты, ее личная ирония.

щдщ.jpg  

лд.jpg

Такая вот выставка, как говорится» из-под полы, с подкладки. Пальто в результате увеличилось до огромных размеров, заполонив собой все пространство, а вот сами картинки остались маленькими. Почти все они маленькие, которые прикалывали к поверхности. На первый взгляд, прикалывали хаотично. Ан нет, хаоса нет. И даже на холодильнике Юрюзань (господи, откуда они его добыли) узнаваемые кисточки Ульяны Подкорытовой смотрятся довольно импозантно. Вообще хорошо, когда узнаешь кого-то. А еще лучше, когда кого-то заново открываешь.  

Впрочем, я не знаю, что лучше. В этом бывшем купеческом доме мы все гости, которым надо вовремя уйти. Уйти, чтобы остаться поклонником еще одного арт-места. Тогда остаемся!

Участники проекта: Архив музея «Гараж», «Государственная Третьяковская галерея»

Выставка продлится до 1 апреля


Галина Мумрикова


Здоровый свет