Что нам стоит дом снести? А четыре с половиной тысячи домов?.. На заключительном заседании VIII Московского гражданского Форума, нацеленного на решение наиострейших вопросов жизни города, речь шла о реновации.
Как пояснили участникам Форума, работа была проведена немалая. Если сложить вместе все страницы посвященных этому вопросу документов – подсчетов, выписок, заявок в МФЦ – из них можно «построить» шесть пятиэтажек!
Перед собравшимися в Госдуме, среди которых была и делегация Союза Женских Сил, выступили мэр Москвы Сергей Собянин, председатель Общественной палаты Москвы Константин Ремчуков, заместитель председателя Общественной палаты Арина Шарапова, председатель Общественного штаба по контролю реновации Александр Козлов и другие.
«Речь сегодня идет не только об улучшении качества жизни миллионов жителей Москвы, - начал свое выступление мэр, - Но и, по сути, о спасении их собственности, о предотвращении скатывания жилого фонда Москвы в аварийное состояние. О предоставлении «более лучших» условий и создании новой среды». Он напомнил, что перед нами «не какая-то локальная проблема, которая откуда-то взялась, и мы ее бросились решать», а проблема глобальная и системная для любого мегаполиса.
Собянин уточнил, что в городах «родом из СССР» ситуация еще сложнее: «Нам досталось наследство советского прошлого, когда в огромном масштабе в короткие сроки, зачастую – очень некачественно – решались жилищные проблемы граждан, до того живших в бараках и трущобах. На тот период это было решением вопроса. Но прошли десятки лет, и все города России - Москва в том числе - получают привет из прошлого». «Огромные массы жилья, занимающие миллионы квадратных метров» постепенно начинают ветшать и начинают превращаться в аварийные. «Это глобальный вызов. То, что мы подступились к этой проблеме на системном уровне - решение очень важное, историческое», - добавил мэр.
Несомненным плюсом программы он считает и то, что «решения принимали не в кулуарах исполнительной власти, голосовали сами москвичи» и «масштаб активности жителей был беспрецедентным». Впервые голосование длилось не один день, а целый месяц - 15 мая по 15 июня.
Затем выступавшие предложили перейти к сухой конкретике цифр.
Они таковы: жители 4079 домов высказались за реновацию, 276 проголосовали за выход из программы. В 184 возникла драматическая ситуация, которой так боялись авторы идеи: мнения разделились. В итоге эти дома тоже не примут участия в программе: для этого им не хватило буквально десятой доли процента ответов «за». В семи домах не проголосовала ни одна квартира.
Выразить свою волю можно было при помощи общедомовых собраний, системы «Активный гражданин» или МФЦ. Причем, в течение месяца москвичам не возбранялось передумать. Этим правом воспользовалось лишь 5% граждан. Впрочем, некоторые из них увлеклись не на шутку: 13 человек поменяло свое мнение 5 раз, а двое самых непостоянных – аж 7.
Все данные по голосованию открыты на сайте mos.ru.
Говорилось на закрытии Форума и о нюансах, не касающихся непосредственно «квартирного вопроса», но волнующих участников программы. Будут ли парковочные места на новом месте жительства? Через какое время там вырастут деревья? Как не причинить неудобства жителям домов, стоящих по соседству с идущими под снос? Выводы спикеров были оптимистичны, но неоднозначны.
Арина Шарапова, заместитель председателя Общественной Палаты, отметила: «Те страхи и опасения, которые были у населения, связаны с тем, что все решили: всё произойдет прямо сейчас. Однако программа реновации рассчитана лет так на 10-15. Поэтому то, что мы сейчас с вами обсуждаем - это практически подготовка к огромному проекту, который будет происходить на наших глазах. И совсем не внезапно».
Также было подчеркнуто, что «окончательное голосование - еще не конец». Жители столичных пятиэтажек могут определяться с выбором до 15 июля. К тому же, заканчивается только вход в программу. А выход из нее – нет. «Выйти можно на любой стадии. Поэтому надо взять паузу и не спешить», - сказал мэр, призывая москвичей не торопиться отказывать идее реновации.
Депутаты с реновацией закончили
Юлия Вербицкая: Пять вопросов о реновации