Эссе по поводу 12-й международной ярмарки Cosmoscow
Текст: Галина Мумрикова
Собственно, все СМИ уже прошлись по ярмарке и все по-разному, хотя писали в целом доброжелательно. Что ни говори, а когда народ валом валит – это ж о чем-то говорит. О чем? О популярности и интересе. А на всех не угодишь. На превью, например, уже с утра было много публики – с одной стороны, а с другой – кое-какие галеристы зазывно стояли около своих стендов, а к ним мало кто заворачивал.
На Cosmoscow-2024. Фрагмент
Хожу на ярмарку десятый, юбилейный для себя год, и понимаю, что почти ничего в современном искусстве не понимаю. Каждый раз как в первый раз. Но, может, это нормально? Что касается нового пространства, то оно, конечно, не пафосное, но кто мешает устроителям ярмарки превратить его в таковое? Никто. Вот некоторые мои знакомые эстетствующие художники и вовсе не пошли на ярмарку, решив, что она теперь расположилась… на огороде. Но вообще-то не место красит человека… Даже при отсутствии западных галерей, у которых свои тусовки и ездить на которые нам никто не запрещает на нынешней Cosmoscow 91 галерея – это впечатляет! Продажами вообще не интересовалась, равно как и покупателями, больше – художниками и галеристами.
Что сразу бросилось в глаза? Некая дезорганизация в организации, обилие дизайна, наличие стендов, не имеющих отношения к искусству, сложная и насыщенная деловая программа, новая и в чем-то весьма условная рубрикация типа «База», «Контур», «Цифра» (которой почти и не было), «Тираж», «Дизайн». Онлайн-каталог, правда, построили по алфавитному принципу.
Tudtoy
Начнем, пожалуй, с «Гадких утят» компании TUD. Они назывались «уникальные арт-объекты, созданные в коллаборациях с известными личностями и брендами со всего мира, которые, как и «гадкие утята», преодолели все трудности и достигли вершин успеха». Вот уж, наверное, что Уолт Дисней, что Ганс Христиан Андерсен в гробу переворачиваются от такой «коллаборации». Между тем стенд пользовался большим успехом – многие милые дамы, «приближенные» к искусству, беспрерывно устраивали с ними – с утятами – селфи.
Александра Гарт. Постоянство веселья и грязи.
Александра Гарт. Постоянство веселья и грязи. Фрагмент
Прямо скажу: когда я дошла до карусели с солеными лошадьми, то подивилась безмерно, какую мощную почти идеологическую базу подвели под Александру Гарт, объявив ее «Художником года». Ее карусель под названием «Постоянство веселья и грязи» ничего общего с Даниилом Хармсом не имеет. Вообще. Уж лучше бы посадила хармсовского «дворника с черными усами» на какую-нить соленую лошадь – было бы поинтереснее. А вообще здорово: у лошадей я во время ярмарки встречалась с друзьями – спасибо!
Теперь немного о художниках, которые с «Базы» (слава Богу не с овощной).
Галерея Syntax Работы Валерия Чтак
Галерея Syntax - Кирилл Лебедев (Кто)
Галерея Syntax показала работы ушедшего от нас в этом году Валерия Чтака, и сердце сжалось от боли – почему? Помню его замечательный проект 2011 года «Чтак вышел в тираж», узнаю его с полувзгляда и здорово, что Кирилл Лебедев (Кто), можно сказать, принял эстафету – так что жизнь продолжается.
Галерея Алиса. Александра Паперно Липкие ленты из серии "Домик на ножках". 2022
На стенде галереи современного искусства Алиса мне страшно понравились работы Александры Паперно. Например, «Липкие ленты из серии «Домик на ножках». Достойная серия. А что? Я бы сыграла с бабой Ягой в шахматы именно в ее доме на курьих ножках – это вам не лошади из теста. Здесь мысль с фантазией бьют ключом.
KGallery - Мария Арендт
KGallery -Виктория Утикалко
Текстильные работы Марии Арендт на стенде петербургской галереи KGallery напомнили мне, как ни странно, руинные полотна Валерия Кошлякова, которого я увидела однажды в другом музее и в другом месте. Этакая театральная экспрессия. А вот Виктория Утикалко (родом из Северобайкальска), в прошлом тоже художник по текстилю, здесь представлена как керамист. Ее нельзя не заметить. Нельзя не полюбить. И тоже смутная ассоциация с живописью, с минимализмом, словом, фреской, плиткой… Да с чем угодно!
Виктор Жданов, "Пес". Работы из серии "555". UVG
Виктор Жданов. № 1 из серии "Парадис". 2023. UVG. Бумага, нержавеющая стать, цветной карандаш
Екатеринбургская галерея UVG в этот раз показала трех художников, которые по замыслу кураторов связаны между собой поиском комфортного убежища. Несколько замысловато. Даниил Архипенко, Виктор Жданов, Осип Тофф… И все бегут от реальности? Ну, только каждый по-своему. Причем, заметьте, бегут «серийно». От цивилизации к природе, в вымышленный мир, и их бег связан «с контекстами трех разных городов». Да, вот так. Но художественная вселенная Kkatardaan skla Виктора Жданова меня чем-то зацепила, - пока не разобралась.
Pogodina Gallery-Ольга Тобрелутс. Транскодированные структуры. 2020
Как не разобралась я в транскодированных структурах Ольги Тобрелутс. Но красиво, ничего не скажешь.
Стенд галереи "ЛЮДА"
Галерея ЛЮДА. Работы Мстислава Павлова
Любопытным оказался питерский художник Мстислав Павлов, которого показала галерея «ЛЮДА». В каталоге про галерею всего одна строка: экспериментальная независимая площадка, территория кураторских исследований и маргинального искусства. И все. Говорят, что галереи-то и нет, то есть она в гараже. Впрочем, какая разница? И череда листочков Мстислава любопытная – этакий комикс на его любимую тему про женщин. Красивые томные женщины, которых он изображал раньше, почти все за рубежом, а тут, можно сказать, нечто совсем другое…
Галерея Х.Л.А.М. Иван Горшков.
В воронежской галерее Х.Л.А.М. когда-то начинал свой путь наверх Иван Горшков – прекрасно помню его большой пломбир перед лестницей Гостиного двора на одной из ярмарок. Тогда же он был «Художником года». А теперь, думаю, он может делать что угодно, потому что под его «что угодно» стоит имя – Иван Горшков. И этим все сказано: пломбир перекочевал на стену. Так сказать, трансформировался.
Вообще в одной умной статье я вычитала такие умные строчки (стала их искать по новой – и… не нашла), так что просто цитирую: «…интерактивность и вовлечение в художественный процесс на равных с автором, отход от психоэмоциональной элитарности в сторону доступности — вот, пожалуй, основной атмосферный вектор Cosmoscow-2024». Уж очень мне понравилось словосочетание «атмосферный вектор». Сейчас без иронии.
Иван Языков. Стаканчик. Бумага, тушь, рапидограф, 2024
В секции «Контур» одна из самых интеллигентных галерей – это столичная InGallery, которая не впервые участвует в ярмарке и всегда с удачным выбором авторов. Ваню Языкова я заприметила очень давно еще с его «Алфавитом» и «Ребусами», около которых можно было стоять часами – и не устанешь. Его алфавитные импровизации полны дерзкой фантазии, которая не уводит зрителя в какие-то концептуальные мирозданья. Они вообще никуда не уводят, а лишь предлагают зрителю проделать вместе, вникнуть в графические черно-белые миры художника.
Катя Сысоева. Аэродинамика. Бумага, акварель 2024
Катя Сысоева. Пришивая новую Москву. Бумага, акварель. 2024
Практически ровесница Ивану художник Катя Сысоева по образованию вообще-то «художник-стилист». Ее работы относят к «новой искренности». Не поняла, причем тут искренность да еще и новая, но это неважно. Есть в Кате непосредственность ребенка (ни в коем случае не «под ребенка»!) вкупе с юмором и безграничной верой в то, что dreams com true – мечты сбываются. Так что можно все: рисовать планер, писать формулы (на которые даже некоторые «западают», думая, что они настоящие). Можно помечтать на карте и мысленно построить свой дом и проложить к нему дорогу. Да, ее работы искренни, они задевают за живое, даже если вы равнодушны к планерам и не имеете представления о новой Москве. Ее работы – всего лишь приглашение в путешествие. Без билета и без обязательств. Ну, прям как в детстве.
Анастасия Кузнецова. Неназванное. Холст, темпера, 2020
Про питерскую Анастасию Кузнецову говорят, что ее темпера на холсте – это завороженная простота. Не скажите. Тут надо крепко подумать. И найти в ее лаконизме образов и форм очень простую мысль. Такой скрытый ребус. Почти как и Вани Языкова, почти как на акварелях Кати Сысоевой.
Вот такой замечательный замкнутый круг на троих, не пристегнутый за уши. Браво кураторам InGallery!
Cosmoscow. Фрагмент