НА ФОРУМАХ
130
2
292
2
192
2

Мировые и российские тренды в креативной экономике расходятся

Мировые и российские тренды в креативной экономике расходятся

В ТАСС прошла конференция, посвященная результатам исследования Федерации креативных индустрий и Института национальных проектов "Перспективные направления развития креативной экономики России в среднесрочном периоде".

Эта работа позволила сделать обоснованные выводы об актуальной ситуации с креативными индустриями в стране, предсказать динамику, которая проявится в этой области на ближайшие 5 - 10 лет

Тема волнующая и живая, как показала открытая дискуссия, в которой приняли участие:  декан экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, научный руководитель Института национальных проектов Александр Аузан, генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов, президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев, ведущий специалист Института национальных проектов, научный сотрудник экономического факультета МГУ Виктор Брызгалин, директор Байкальского агентства креативных индустрий регионов Эльвира Доржиева. 

Александр Аузан заметил, что ГосДума завершает разработку законодательной базы в области применения креативных технологий и продаже интеллектуальной собственности, что до последнего времени оставалось за пределами правового поля.

Уже разработаны коды ОКВЭД, а это значит, что креативный бизнес получит понятный регламент оформления государственной поддержки и бухгалтерской отчетности. 

Это даст импульс развитию, но и сейчас ситуация не стоит на месте. 

“Мы должны гордиться, по крайней мере, одним технологическим результатом 2023-го года - Россия включилась в гонку по искусственному интеллекту. Запущены два GPT сервиса: на платформах Сбер и Яндекс.  А что это означает?

Это вызов на будущее, потому что искусственный интеллект - это огромный риск перестройки всех рынков труда. Но, с другой стороны, это инструмент, которым надо научиться пользоваться, так, чтобы он не вырывался из рук и не бил по башке другим концом”. 

Еще один существенный момент: регионы работают в направлении развития креативных технологий и важно, чтобы не возникло общенациональной дискоординации в масштабах всей страны. Например, в настоящее время по развитию креативных индустрий Якутия занимает лидерские позиции. Там была запущена в 2018 - 2019 годах впервые господдержка развитию интеллектуальных технологий - и результаты поражают. Создан якутский кинокластер, запущен прямой конкурент “Яндекс-такси”- платформа Индрайвер”, обороты по видеоиграм превысили 2 млрд долларов. 

Проведение научных исследований, детальный анализ и обобщение ситуации в регионах и в стране - необходимость, продиктованная временем.

Снимок экрана 2023-12-22 в 11.21.00.png

В общих чертах о результатах недавних исследований рассказал Виктор Брызгалин

Он отметил, что креативная индустрия в России выглядит не совсем так, как в мире. 

Креативная экономика России и мира за последние три года испытала несколько структурных шоков, которые изменяют тренды ее развития. 2020 год - пандемия, которая значительно усилила процесс цифровизации. Затем последние два года очень активное развитие технологий, в частности, искусственного интеллекта, который по сути заново поставил вопрос о том, какие индустрии будут жить, и как они будут развиваться в ближайшие 5-10 лет. Третий шок уже больше связан с Россией: санкционные ограничения, которые значительно повлияли и влияют на то, как устраивается структура экономики в целом и креативных индустрий в частности.

В частности, экспорт креативных услуг, за первое полугодие 2023 года показал падение по сравнению с первым полугодием 2022 года -  53%.

Проведенные исследования включали в себя анализ статистических данных, глубинные интервью с экспертами и т.д. В опросе приняло участие 176 экспертов из 10 регионов России.

Соответственно, по результатам исследования было выделено  6 трендов, которые начинают развиваться в креативной экономике России и, скорее всего, будут усиливаться в ближайшие 5-10 лет.

·         Во-первых, это усиление интереса к национальным и локальным продуктам креативной экономики России.

·         Во-вторых, это снижение барьеров входа в креативную индустрию.

Популярность креативной деятельности привлекает все больше и больше людей.

Однако, у большинства из этих людей недостаточно бэкграунда для креативной деятельности: нет профильного образования и многие эксперты говорят даже о таком тренде как депрофессионализация креативной индустрии.

·         Тесно этот тренд связан с третьим трендом, который заключается в замещении части функции специалистов креативной экономики искусственным интеллектом. В ближайшие годы такие виды деятельности как монтаж, создание элементов видео, создание дизайна во многом уже сможет делать и искусственный интеллект, в том числе и сочинение музыки.

·         Четвертый тренд связан с замедлением роста спроса на продукцию креативных индустрий внутри страны.

Несмотря на то, что в мире эксперты ожидают, наоборот, роста спроса на продукцию креативных индустрий, в первую очередь в развивающихся странах, в России, несмотря на то, что на данный момент мы видим, что ситуация устойчивая, уже появляется ожидание, что в ближайшие 5-10 лет рост будет замедляться. Более того, очевидны риски стагнации спроса на креативные товары и услуги.

·         Пятый тренд связан с приростом цифровизации экономики в целом. Как уже было сказано, 2020 год показал активный переход в цифру многих отраслей, однако это вызывает обратную реакцию - формируется контртренд, связанный с усталостью от излишней цифровизации.

Этот тренд усиливает то, что на данный момент технологическое развитие не позволяет получать тот же уровень ощущений от потребления цифровых креативных товаров и услуг, как от потребления физических аналогов. Те же самые метавселенные на данный момент пока недостаточно развиты для того, чтобы люди туда массово переходили.

·         Наконец, шестой тренд связан с симбиозом малого бизнеса и цифровых платформ.

На данный момент мы наблюдаем ситуацию, когда цифровые платформы (например, сервисы доставки и электронная торговля) растут и все больше и больше бизнеса работает через них…

Что это значит для креативной экономики России? Здесь можно сформулировать три ключевых вывода:Во-первых, это то, что мировые и российские тренды в креативной экономике начинают расходиться. В мире набирает обороты тренд на глобализированность, экологичность, безопасность. В то время как внутри страны основными являются: тренд на локальность, национальную идентичность и традиционность.Единым для мировой креативной экономики и российской является тренд на комфорт и эстетику дизайна.

Второе - это то, что главной проблемой креативных индустрий в ближайшие 5-10 лет будет нехватка кадров, и по мнению экспертов этот вызов более актуален, чем нехватка финансирования, проблемы с регулированием, недостаток спроса и многие другие. При этом фактически в России происходит высасывание квалифицированных кадров не креативными отраслями.

И третье, это то, что необходима дифференцированная стратегия развития креативной экономики в стране. Это расходится с мировым трендом - когда креативная экономика становится убежищем для избыточных кадров из других отраслей. Однако, в России сейчас все происходит наоборот. Есть вариант, что в связи с этим развитие искусственного интеллекта для креативной экономики России является не угрозой, а позитивным явлением на фоне сложившейся ситуации. 

Эксперты отметили, что уже сейчас для креативной индустрии открыто широкое поле деятельности. Во-первых, это создание различных видеоигр, в том числе, развивающих, обучающих. Разработка различных симуляторов и тренажеров, которые ускоряют и удешевляют процесс освоения технических специальностей. 

Весьма эффективно внедрение цифровых технологий в туристическую отрасль - благодаря креативным разработкам может активно развиваться въездной и выездной туризм. Подобная политика была реализована в Японии - их стратегия Cool Japan признана одной из наиболее успешных проектов в креативной экономике.

Третья цель может заключаться в том, чтобы при помощи креативных технологий формировать образ России на международных рынках, и фактически тем самым способствовать развитию внешней торговли. 

Снимок экрана 2023-12-22 в 11.33.51.png

Сергей Матвеев отметил, что полученные данные о падении экспорта интеллектуальных продуктов на 53% может свидетельствовать не о реальном сокращении, а о том, что обмен креативными продуктами проходит теперь “параллельно” и не очевидно именно из-за угрозы санкций. “В креативной индустрии нематериальные активы, права интеллектуальной собственности -  это почти “квантовая механика”. Они могут проявиться в любой стране, генерировать выручку в любой стране, которая будет двигаться любым принятым в той стране и в глобальном рынке способом”, - сказал эксперт. 

Тема “квантовой” формы экспорта интеллектуального продукта оживила дискуссию. Александр Аузан напомнил, что успех в области креативных индустрий часто непредсказуем, находится за пределами классической логики и нередко становится сюрпризом для самих создателей. Например, мультфильм “Фиксики” продолжает победное шествие по миру. На всемирной платформе Netflix, ушедшей из России в связи с санкциями, лидирует по посещаемости российский сериал «Лучше, чем люди», что шокировало многих. Иногда то, что кажется мелочью, игрушкой, вырастает в большую экономику. В частности успех российскому мультфильму “Маша и Медведь” в странах Ближнего Востока обеспечила всего одна маленькая деталь - героиня сказки носит платочек. В настоящее время мультфильм переведен на арабский язык  и пользуется в регионе большой популярностью. Разве могли авторы в момент создания сказочного персонажа даже подумать, что это им принесет такие сказочные прибыли?! 

Снимок экрана 2023-12-22 в 11.22.49.png

Участники обсуждения пришли к парадоксальному выводу: результаты исследования, которые доказали, что тренды креативной индустрии мирового и локального рынка разошлись, как в море корабли, это еще не конец истории. 

Возникает так называемый “глокальный” эффект - этот термин родился не так давно, но звучит все чаще. То есть, ориентируясь на формирование собственной национальной идентичности в создании и совершенствовании креативных продуктов, иногда можно получить и результат с большим глобальным потенциалом. Просчитать это практически невозможно. Можно только “почувствовать”, да и то не всегда. Как невозможно и навязать людям с другой культурой собственные представления о красоте. То, что красиво для россиян, совершенно не обязательно будет красиво для народа Кореи и стран ближневосточного региона. 

Однако, чем больше мы понимаем свои локальные особенности от маленькой деревни до целой республики, умеем их упаковать в креативные продукты, тем выше шансы стать интересными для внутреннего и тем более для зарубежного потребителя. Свежий пример Хабаровская анимационная студия с сериалом «Веселые рюкзачки».

Получилось так, что они вышли сразу на китайский рынок - там приняли этот сериал и забрали сразу.

Снимок экрана 2023-12-22 в 11.43.33.png

Игорь Намаконов объяснил, что одна из главных “болезней” креативных предпринимателей - они не знают как продавать свой продукт, не в курсе самых основ маркетинга. Например, в регионах 30% предпринимателей не имеют даже качественных фото и описания своего продукта, чтобы продавать в интернете. В Воронеже он познакомился с командой из пяти молодых разработчиков, которые создают авторскую онлайн игру. По ходу дела, ребята изобрели технологию - в 10 раз ускоряет обработку видео. Вместо того, чтобы срочно оформить патент и продавать изобретение, они просто продолжили движение к цели, не придав большого значения своему успеху. 

В финале обсуждения Эльвира Доржиева пригласила всех талантливых и увлеченных представителей креативной индустрии релоцироваться в Байкальский регион, где реализуется специальная программа поддержки - разработчикам интересных интеллектуальных продуктов сразу и безвозмездно предоставляется жилье в современном клубном доме, где помимо комфорта они получают возможность творить и общаться с коллегами.



Здоровый свет