НА ФОРУМАХ
38
175
2
306
2

Новый ГОСТ для детских игрушек и игр: горячие обсуждения

Новый ГОСТ для детских игрушек и игр: горячие обсуждения

Роскачество разработало новый ГОСТ и критерии классификации продукции для детей: игр, игрушек и игровых сооружений. Производителей обяжут проводить специальную психолого-педагогическую экспертизу, в дополнение к существующим нормам сертификации. На данный момент нововведение вызывает много вопросов. В частности, предприниматели и представители общественности опасаются повышения цен на игровые товары и сокращение  ассортимента, тем более, что сам механизм проведения экспертизы до сих пор не стандартизирован.   

В пресс-центре ТАСС состоялась оживленная дискуссия на тему “Роскачество: новый ГОСТ для детских игрушек и игр” , в которой приняли участие первый заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, председатель общественной организации "Совет матерей" Татьяна Буцкая, заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева, директор департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Министерства промышленности и торговли РФ Вера Хмырова, заместитель начальника отдела стандартизации в секторах промышленности Управления стандартизации (Росстандарт) Анастасия Каврусова, председатель комиссии Общественной палаты РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных ценностей Сергей Рыбальченко, президент Ассоциации потребителей и производителей детских товаров и услуг "Выбор родителей" Дарья Бровкина и эксперт-психолог Инна Макарова.

 Снимок экрана 2024-01-30 в 11.15.22.png

Открывая конференцию, Елена Саратцева напомнила высказывание Рени Лешера, представителя Школы Дизайнеров при Политехническом Университет Гонконга: он сказал, что цель дизайнера игрушек заключается в создании новой идеи, в использовании новых технологий, встроенных в игрушку. А способ ее использования зависит от потребителя. Производители не могут определять, как и кто будет пользоваться игрушкой. Такой подход вызывает вопросы и порождает проблемы. 

В качестве примера она привела резонансное “дело Хаги-Ваги”. В экспертизе этой игрушки участвовали 265 воспитателей, 1872 родители и 130 детей в возрасте от 4 до 10 лет. Понятно, что проводить такую длительную и ресурсно затратную аналитику по каждой игрушке позволить себе индустрия не может. Поэтому нужен какой-то универсальный инструмент, который помог бы наполнить рынок игрушками, удовлетворяющими общественную потребность в защите нравственности детей.  

Законодательно у нас зафиксированы виды информации, причиняющие вред здоровью и развитию детей. Это отражено в Законе, который был принят в 2010 году, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью.

 Снимок экрана 2024-01-30 в 11.28.44.png

Более десяти лет в РФ проводится классификация информационной продукции для детей - это книги, фильмы, и мы видим, что механика данной экспертизы не вызывает серьезных вопросов

Игрушка тоже является источником информации. Приспособления для игры нового поколения все чаще наделены программным обеспечением – игрушки «общаются» с детьми, транслируют некий контент, который подлежит изучению, с точки зрения соответствия возрастной группе и соответствию педагогическим стандартам.

Роскачеством предложено ввести критерии классификации продукции по возрасту ребенка: для детей до шести лет, для детей от шести до двенадцати лет, от двенадцати до шестнадцати лет и от детей старше шестнадцати лет, имея в виду, что это не только игрушки, но и компьютерные игры. 

 Снимок экрана 2024-01-30 в 11.23.03.png

Цель: разработать такую механику, которая будет реализуема не только крупными производителями, но и субъектами малого бизнеса.  Данная классификация и законопроект представлены на обсуждение. 

 Снимок экрана 2024-01-30 в 11.25.08.png

Как отметила Татьяна Буцкая: “Год Семьи - это время принятия прорывных законов, которые защищали бы семьи, детей и помогали родителям. Потому что закон – это не про запрет. Закон – это про помощь. Я очень хочу, чтобы, приходя в магазин, родители не задумывались о том, вредно или полезно то, что я покупаю. Классик сказал: осетрина может быть только первой свежести. Вот и игрушки, детские товары могут быть только качественные и никакие другие”.

Законопроект, который разрабатывается по инициативе Татьяны Буцкой при поддержке федеральных министерств, государственных институтов, и Роскачества, направлен на защиту детей и гарантию конституционных прав подрастающего поколения. В новых правилах очень подробно написано, от чего мы защищаем детей до шести лет, до двенадцати, до шестнадцати. Игрушки, игры, другие детские товары, помимо своей развлекательной функции, должны оказывать содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному, нравственному развитию ребенка.

А теперь вспомните, приходя в магазин и смотря на полки с детскими игрушками,

часто у вас возникал вопрос, а, извините, вот эта кукла, которая визуально девочка,

а внутри мальчик, это про развитие каких качеств? Может быть, это про реализацию личности ребенка? Может быть, это про защиту детей? Нет. Это то, чего не должно быть на наших полках. А кукла, которая произносит слова “тебя никто не любит”, “тебя никто не любит”…  Вот в такую куклу можно играть?

Игрушки — это очень важно, потому что с игрой ребенок впитывает в себя основы того, каким он будет, кем он будет работать, кого он будет защищать, кого он будет любить”, - сказала Татьяна Буцкая.

Политик напомнила, что в настоящее время проводится бактериологическая, химическая, механическая экспертиза детских товаров. Но назрела необходимость, чтобы к этим параметрам также добавились стандарты психологической и педагогической безопасности. В настоящее время такая экспертиза не проводится.

Сейчас на практике отсутствуют критерии, которые позволяют определить игрушку как безопасную для психического здоровья ребенка и нравственного развития. В продажу не должны попадать те игрушки, которые изображают жестокость, насилие, вызывают страх и ужас, представляют половые отношения между мужчиной и женщиной, а также содержат бранные слова. Новый законопроект обяжет изготовителей указывать на игрушках возраст ребенка. 

Снимок экрана 2024-01-30 в 11.33.33.png

По словам Веры Хмыровой, объем российского рынка детских товаров сегодня превышает 1 триллион рублей. Доля отечественных производителей составляет порядка 35%. И, что отрадно, эта доля увеличивается в непростых экономических условиях. Если говорить в целом, то мировой рынок игрушек составляет около 60 миллиардов евро в год. Конечно же, основную долю, 86%, составляют китайские производители. В этих условиях нашим производителям приходится нелегко, но, тем не менее, они справляются. 

Особенностями рынка игрушек в России является активный спрос на новые игрушки с контентом - занимают порядка 30-35% в структуре товарооборота. После выхода популярного фильма на прилавках магазинов появляются те самые герои, персонажи - и это сразу гарантирует повышение спроса, поскольку то, что мы видим на экране, дети хотят видеть у себя в руках. При этом импортозамещение идет полным ходом.  Только в прошлом году в реестре отечественных производителей добавилось 46 компаний. А в целом в Российской Федерации в сегменте детских товаров действует 1752 организаций, и около 80% - это субъекты малого и среднего бизнеса.

Емкость внутреннего рынка России ограничена общим числом потребителей и их возрастными категориями. По данным Федеральной службы государственной статистики, в Российской Федерации проживает 25 миллионов детей, которых условно можно разделить на три возрастные группы. От младенцев до 4 лет это около 8 миллионов. От 5 до 9 лет это 9,6 миллионов. И от 10 до 14 лет это порядка 8 миллионов детей. Объем производства различных игр и игрушек в России в 2022 году на 40% больше, чем в 2021. Тенденция роста сохраняется и в текущем году - за последний месяц 2023 года плюс 5%.

 Снимок экрана 2024-01-30 в 11.49.49.png

Сергей Рыбальченко напомнил, что общественный запрос на проведение психолого-педагогической экспертизы игрушки существует с начала “нулевых”. Закон, о котором упомянула Татьяна Викторовна, о защите детей от информации, приносящей

вред их здоровью и развитию, появился в результате общественного запроса и волнений родителей, которые происходили в середине-конце нулевых годов. Тогда

не было никакой маркировки игрушек  и информационной продукции. То, что сейчас стало нормой маркировать информационный контент возрастными ограничениями - результат принятия закона. Однако, проблема не решена в полной мере. Например, появление на полках детских магазинов пресловутого Хаги-Ваги - результат некомпетентности и бесконтрольности продавцов. Когда поднялось консолидированное общественное возмущение, выяснилось, что данная продукция вообще не является игрушкой - это сувенир, который распространялся как игрушка. 

- И, конечно же, очень часто мы слышим – «вот опять вы выступаете с определенными запретами, а нам и так жить очень сложно, все это приведет к удорожанию продукции». Позиция, которая была высказана в Общественной Палате, в частности нашей комиссией, в том, что мы выступаем за добровольную сертификацию. На мой взгляд, организации, которые обеспечивают реализацию программ дошкольного образования, ухода за детьми, обязательно должны быть укомплектованы только той продукцией, которая прошла соответствующую добровольную сертификацию. Но как быть с остальными товарами широкого потребления? Я считаю, что здесь базовым является запрос родителей на обязательное прохождение психолого-педагогической экспертизы не только игрушек, но и любых товаров, которые становятся объектом детского внимания, - сказал представитель Общественной Палаты.

Снимок экрана 2024-01-30 в 12.01.25.png

Дарья Бровкина призвала экспертов не спешить с принятием законодательных норм и объяснила, что результаты опросов среди производителей выявили некоторое недоумение и растерянность. Никто не сказал “против”, никто не сказал “за”. Однако, градация по возрастам и ее критерии для представителей индустрии пока непонятна. Понятно, что такое игрушка до трех лет, потому что в раннем возрасте есть опасность механической асфиксии при использовании игрушки. А старше трех лет с игрушками может играть кто угодно - зачем ее маркировать? В качестве примера спикер привела обыкновенный мяч: “Есть мяч - какую маркировку мы поставим? По сути дела, мяч – это изделие от 0 до 99, потому что ребенка на первом году жизни может мама на мяч выкладывать животом вниз - чтобы делать гимнастику, а к 6 годам это может быть и спортивный снаряд, да, и предмет для игры “передай другу”, чтобы ребенок вырос не жадный…  А в 16 лет тот же мяч - совсем другой инструмент”.

Кукла Барби, о которой столько споров, может быть прекрасным мотиватором для ведения домашнего хозяйства, создания многодетной семьи, если создавать эти образы в игровом детском пространстве. Дарья Георгиевна призвала к разумно-практико ориентированному подходу в законотворчестве - чтобы в результате не выросла цена на товары для детей и не уменьшился ассортимент в детских магазинах.



Здоровый свет