Пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения стали серьезным психологическим испытанием для многих людей. При этом чаще других на душевный дискомфорт жалуются родители школьников, тяжело перенесшие месяцы обучения в дистанционном формате. Как сказываются последствия самоизоляции на нашей психике и как преодолеть стресс с наименьшими потерями – рассказывает Людмила Михайловна Мосина, директор Института психогенетики и эффективного поведения, профессор-практик РАНХиГС при Президенте РФ.
- Одним из самых болезненных для общества вопросов, связанных с пандемией, стала тема дистанционного обучения. Как сказывается уход в онлайн на детях, с какими психологическими проблемами он сопряжен?
- Я провела опрос среди своих слушателей и клиентов. Предложила им рассказать, как их дети пережили острую фазу пандемии, режим самоизоляции, и насколько комфортно им самим как родителям было в этом режиме. Все ответы условно разделились на две группы. Часть детей отнеслись к дистанционному обучению очень положительно – не надо рано вставать в школу, не надо собираться, включил компьютер - и ты уже на уроке. Другая часть сказала, что это был скорее отрицательный опыт, детям было сложно заниматься дистанционно. Поэтому я считаю, что у нас должен быть выбор – и у родителей, и у детей. Пока этого выбора нет, пока всех загоняют в единые рамки, не стоит ждать впечатляющих результатов. На мой взгляд, необходимо создать систему, которая позволит школьникам и их родителям выбирать – в каком формате и варианте проходить обучение, какие предметы изучать и в каком объеме. Мне кажется, родители потому и беспокоятся сегодня, опасаясь, что у них не будет выбора.
Еще один момент, на который я хочу обратить внимание. Сейчас почти половина взрослых и детей имеют так называемый «комплекс дефицита внимания», а около 30% - синдром дефицита внимания. Таким людям тяжело концентрироваться, сложно усваивать новую информацию, учиться или переучиваться. На это надо обращать внимание.
В начальной школе учителям и родителям важно помнить, что все дети очень разные, необходимо учитывать психофизиологию каждого ученика, особенности его организма. У каждого свой энергетический баланс, свой запас прочности. Одному ребенку онлайн в кайф, другой урок посидел перед монитором – и уже без сил. Один суперактивный, может посещать массу кружков, участвовать в разных мероприятиях. А другому достаточно одного часа дополнительных занятий в неделю – и надо выбирать, иностранный язык это будет или танцы. Есть дети с аутизмом - их сейчас немало, дети с социофобией и другими особенностями - к ним тоже нужен особый подход. Поэтому изучайте своих детей, их психофизиологию и выбирайте в образовательном процессе то, что может подойти именно вам и вашему ребенку. Должна быть гармония, нужно искать баланс.
Хочу сослаться на известного нейрофизиолога Татьяну Владимировну Черниговскую, сказавшую, что «в начальной школе должны преподавать звезды». Я абсолютно с этим согласна. Обычно мы стараемся найти каких-то выдающихся репетиторов для подростков, собирающихся поступать в престижные вузы. К начальной школе такого внимательного отношения нет. Но мне кажется, сегодня мы должны поставить в фокус своего внимания детей, которые приходят в начальную школу, потому что самое главное на этом этапе - научить детей учиться. В этом возрасте суперважно живое общение и личность педагога. Родителям нужно это учитывать.
- В чем таится опасность использования электронных средств детьми с точки зрения нейропсихологии?
- В формате онлайн можно передать больше информации, но он не предусматривает возможности «трогательных отношений», которые, безусловно, важны для развития нашего мозга, для развития лимбической системы, отвечающей за эмоции. Мозг гораздо лучше и продуктивнее работает и воспринимает информацию, когда есть сопутствующий эмоциональный ряд. Эти функции важны для обучения.
Кроме того, чрезмерное увлечение гаджетами снижает когнитивные функции, ухудшает свойства памяти. Это подтверждено многочисленными исследованиями. Время, проведенное за электронными устройствами, отрицательно влияет на наш мозг – с этим утверждением согласны и популярный психотерапевт Андрей Курпатов, и психолингвист Татьяна Черниговская, и знаменитый нейрофизиолог Наталья Бехтерева. И я как практик могу подтвердить это. Когда человек знает, что в любой момент может получить нужную информацию, он не станет ее запоминать. Но этот подход надо менять. Конечно, мы уже никуда не уйдем от «цифры», но мозг она не заменит. Формируйте у детей привычку тренировать мозг, запоминать больше информации.
Детей подсаживают на гаджеты с момента рождения. Когда мама хочет чем-то заняться, она включает мультфильм, малыш увлеченно смотрит. Но в детском возрасте мозг работает иначе, чем у взрослого человека. Ребенок, особенно в первые годы жизни, должен больше общаться с родителями, со взрослыми. Через гаджеты тоже можно получать информацию, задействовав лобную долю, наш рациональный мозг. Но ребенка нужно учить через эмоцию. Если ребенок не научился управляться с эмоциями, он не знает, как реагировать на происходящее. Мозг ребенка воспринимает картинку как реальность. В электронной игре водитель машины столкнулся с препятствием, разбился – ок, ничего страшного, можно начать игру заново. Ребенок начинает думать, что так происходит и в реальном мире. В мультфильме волк съел зайчика – малыш не знает, хорошо это или плохо. Не знает, что за этим стоит. Поэтому для развития ребенка очень важна игра. Именно в игре, во взаимодействии со взрослыми и с другими детьми познаются понятия «хорошо-плохо», «смешно-грустно».
Пандемия напомнила, что нам надо очень бережно обращаться со своими детьми. Надо давать им больше пространства, возможностей, быть более внимательными к тому, что с ними происходит. До 14 лет ребенок очень чутко ловит всю семантику – движения души, интонации, настроение. Поэтому так важно, чтобы родители находились в состоянии душевного равновесия. Нам в первую очередь нужно передавать детям модели и способы поведения, помогать им социализироваться. Учить их, как вести себя в разных ситуациях, в том числе конфликтных. А в режиме онлайн это передать гораздо сложнее. Если мы не научим детей общаться, они не станут полноценными личностями. Коммуникативность, умение взаимодействовать – это важнейший надпредметный навык, необходимая компетенция, от которых зависит будущее детей, наше будущее.
- Какие еще основные психологические проблемы вышли на поверхность в период пандемии?
- Очень многие люди пережили (и продолжают переживать сейчас) сильный стресс, связанный со страхом потери бизнеса, потери дохода, страх заразиться и заболеть, испытывали опасение за родственников, близких людей. Все это сказалось на психологическом состоянии в виде стрессов, недосыпания, умственной и физической перегрузки, выгорания.
Неопределенность будущего, когда ты не знаешь, что произойдет в следующий момент, часто ведет к стрессовому состоянию. Человек ощущает острую нехватку какого-то ресурса, позволяющего ему полноценно жить, восполнять энергию, дающего возможность трезво оценить свое состояние. Кроме того, в период самоизоляции мы все испытывали дефицит общения, поскольку не могли встречаться с друзьями, коллегами, близкими людьми. Из-за нарушения общественных связей у многих произошло снижение уровня «социального гормона» окситоцина – это тоже одна из причин психологического стресса, который со временем может проявиться уже на физиологическом уровне, сказаться на работе всего организма.
Что происходит с мозгом в стрессе? В ситуации стресса у нас ослабляется тормозный контроль над подкорковыми центрами. А расторможенность, в свою очередь, приводит к феномену «блуждания ума», которое на фоне стресса и усталости окрашивается негативом. Значимость негативных факторов в состоянии стресса выше, и они автоматически притягивают внимание. При этом надо знать, что недовольный человек в 8-10 раз активнее довольного. И наша «недовольная часть» тоже активнее радостной и довольной… Раньше это было важно для выживания, а сейчас сильно нам вредит. Что происходит в таком случае? Наше восприятие и мышление во время стресса заметно меняются, но заметить это в угнетенном состоянии практически невозможно. Проявляется это следующим образом: скачет фокус внимания, происходит автоматическое ограничение восприятия информации, не связанной с выживанием, мы преувеличиваем значение негатива, нам трудно различать детали, так как усиливается поляризация мышления (черно-белое восприятие), ухудшаются конкретные когнитивные навыки, сужается горизонт планирования и возможность учитывать последствия своих действий, усиливается стереотипность, развивается ограниченное «туннельное восприятие».
Самое неприятное во всем этом – «глазом глаз не увидеть», то есть, находясь внутри ситуации, мы не замечаем, что происходит с нами и сквозь какие очки мы смотрим на мир вокруг. Мозг окрашивается негативным восприятием и возникает желание импульсивно отреагировать на отрицательные эмоции.
- И как человеку выйти из этого состояния и вернуть нормальный взгляд на происходящее?
- Важно понять, что наше мышление сильно зависит от состояния ума и тела. «Человек – Бог той реальности, в которой живет», то есть мы проживаем свое мышление. Есть классическая модель восприятия АВС, где А – реальная ситуация (как будто запись видео), В — ее интерпретация (оценочное суждение), С — наши реакции и импульсы. Поэтому мы можем отдельно рассмотреть все компоненты нашего восприятия и увидеть несоответствия. Вспомните Стивена Кови: «Факты вне толкования не имеют смысла». Согласны?
Когда ты в стрессе, осознать свое состояние сложно, сложно понять, что процесс уже запущен. Поэтому трудно оценить и остановиться. Но если вы осознали свое состояние – это уже полдела. Пора приступать к поиску утраченного ресурса.
Умение приводить себя в ресурсное или оптимальное для жизни состояние становится важнейшим навыком в ситуации неопределенности и турбулентности. Условно, метафорически, можно представить ситуацию так: мы сидим в самолете, пристегнутые ремнями безопасности. Самолет в зоне турбулентности. Состояние пилота тоже в определенной мере непредсказуемо. Когда можно будет отстегнуть ремни и даже просто прогуляться по салону, тоже неизвестно. Вам есть чем заняться в самолете?
В период острой фазы пандемии, да и сейчас еще многие находятся в ситуации, когда почти ни на что повлиять невозможно. Но вот в этом «почти» и кроются возможности и важные детали. Где наша самая сильная мысль, там и энергия. Направляя внимание на возможности, на то, что можете сделать сейчас, вы повышаете свои шансы на самосохранение даже в самой ужасной турбулентности. Моя любимая фраза - «Умейте рисковать при здоровом чувстве самосохранения» - это про нас сейчас.
Первая рекомендация. Постарайтесь принять ситуацию – «да, сейчас это вот так». Дальше стоит понять, что вы можете сделать в этой ситуации? Лучше всего составить список из возможностей, которые приводят ваш ресурс в «рабочее состояние». Представьте, что вы собираете индивидуальную «психологическую аптечку». Вспомните все, что вы можете сделать прямо сейчас – пусть это будут даже просто приятные мелочи, то, что доставит вам хоть какое-то удовольствие. Выпить чаю, прочесть книгу, пересмотреть любимый фильм, позвонить хорошему другу. Составив этот список, вы сами удивитесь, как много вам доступно, несмотря на то, что вы в чем-то ограничены – отменилась поездка за границу, сорвался отпуск, перенесены сроки важного события... Вы увидите, что список «могу» достаточно большой для того, чтобы продолжать жить. Да, это простые вещи, но они работают, помогая возобновить потерянный ресурс.
- Стресс, вызванный пандемией, может пройти бесследно при восстановлении привычного ритма жизни или будет иметь пролонгированное действие?
- Это очень индивидуально. Мы так устроены, что все восстанавливается. Человек – самоисцеляющаяся система. Как заживают раны на руках и на ногах, так и с психологической травмой: если отнестись правильно, вовремя перестроиться – все нормализуется. Нейронные сети быстро меняются. Если развиты гибкость, адаптивность, нейропластичность мозга, интеллектуальный тонус в порядке – то все заживает и проходит бесследно. Если же человек застревает в этом угнетенном состоянии –восстановление может растянуться на долгий срок. И без помощи профессионала тут уже не обойтись.
В любой ситуации помните - это не репетиция, это сама жизнь. Другой не будет. Но у нас всегда есть шанс делать лучшее из возможного и достойно проживать свою жизнь в любых обстоятельствах.
Вакцины против уныния не существует, а вот от короновируса уже появилась. Вернее, вы сами можете создать вакцину или таблетку от стресса и уныния и поделиться с миром. Вперед! Экспериментируйте! Жизнь – это не только проект, но и серия самых разных экспериментов.
Ирина Овечкина