НА ФОРУМАХ
230
1
229
2
137
2

Анастасия Муравьева: Интерьер с культурным кодом

Анастасия Муравьева: Интерьер с культурным кодом

Дизайнер-декоратор, член Творческого союза художников России и Ассоциации дизайнеров и декораторов интерьера, Анастасия Муравьева помогает людям воплотить мечту о красивом интерьере, создает комфортное, стильное и красивое пространство для жизни. 

“Я верю в то, что большинство из нас ценят красоту и гармонию”, - объясняет наша героиня и уточняет, что свою миссию видит не только в воплощении новых творческих идей, но и в возможности реализовать проекты с учетом вкуса и возможностей бюджета своих заказчиков. 

В этом Анастасии помогают два ее образования: она дипломированный дизайнер архитектурной среды и экономист.

Создатель и руководитель собственной студии, Анастасия окончила экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, получила степень МВА в Бристольском университете. После окончания МГУ долгое время работала в одной из крупнейших международных консалтинговых компаний, затем была партнером и генеральным директором аудиторской фирмы. Но после рождения двоих сыновей почувствовала острое желание поменять все в профессиональной сфере. Дизайн архитектурной среды она изучала в МАрхИ,  а затем стажировалась в колледже Сент Мартинс (Лондонский Университет Искусств).

- Анастасия, Вы выступаете как руководитель проекта от А до Я - не надо даже сметчика вызывать? 

- Да, в нашей студии мы занимаемся управлением проектами. Мы не только рисуем 3D картинку, но и осуществляем реализацию проекта полностью: комплектуем объекты, координируем поставщиков и подрядчиков, интегрируем инженерные решения в дизайн, следим за соблюдением сроков, осуществляем авторский надзор. Наша основная задача – оформление интерьера, но в проектах часто бывает и архитектурная составляющая: перепланировка пространства, построение малых форм, улучшение фасадов. Зачастую мы применяем в наших проектах уникальные авторские предметы мебели или декора - заказываем их по индивидуальному эскизу. Производители есть как за рубежом так и в России, их очень много. У меня большой пул поставщиков, но я уверена, что его можно расширять.

- Из всего разнообразия авторских проектов, какой вы могли бы назвать визитной карточкой вашей студии? 

- Да. У меня были такие проекты. Один из них - это квартира в Москве, оформленная в современном стиле. В 2020 году этот проект опубликовал зарубежный “ELLE Decoration”, он был представлен на выставке «Интерьер как искусство». В 2017 году я стала победительницей конкурса на лучший интерьер энергоэффективного дома «ТЕХНОниколь» для выставки Open Village.  Два моих проекта, жилой дом и квартиру, в 2021 и 2022 годах отметили почетными дипломами конкурса «Золотой Трезини». Конкурс международный, назван в честь одного из первых архитекторов Санкт-Петербурга и проходит под патронажем Михаила Пиотровского. Лауреатов отбирает  строгое профессиональное жюри из большого числа конкурсных работ со всего мира.

Я горжусь тем, что трижды участвовала в проекте “Фазенда” на Первом канале. Например, проект “Арт-гостиная” 2020 года. Основной идеей было создать яркий и оригинальный интерьер, передающий творческую атмосферу семьи. Источником вдохновения послужили картины хозяйки дома Ирины, которая оставила восторженный отзыв о проекте.

- Как Вы продумываете идеи для Ваших проектов?

- Мое портфолио - готовые интерьеры, в основном – дома и квартиры. Надо понимать, что все идеи хороши в привязке к какому-то контексту. Такой пример из практики: во время обучения в Лондоне у нас было творческое задание - представить некий объект, который я бы хотела показать на международной выставке. Понятно, что как автор из России, я могла бы выставить нарядную матрешку и сделать что-то в русском стиле . Но мне захотелось пойти более сложным путем - и я придумала объект в стиле авангарда. На курсе его отметили и он получил высокую оценку. Но вот когда я попыталась внедрить такую же идею в интерьер в рамках программы “Фазенда”, мы не смогли найти пространство, где эти решения были бы уместны. Поэтому я понимаю, что идеи идут от конкретной задачи, места, контекста. 

- Какие направления в дизайне интерьера сейчас на пике моды? Что из этих направлений ближе лично вам, как человеку искусства? 

- Я не знаю ни одного заказчика, который ставил бы задачу сделать максимально модный интерьер. Запрашивая определенный стиль, люди меньше всего озабочены тем, какой цвет года объявил Институт цвета PANTONE.  И не так важно, из последней коллекции этот диван или нет. Это же не одежда, которая покупается на сезон и легко обновляется. Когда обустраивают жилье, заказчики  ориентируются на свои представления об уюте, хотят в этом интерьере жить долго и счастливо. Даже занавески по сезону люди меняют неохотно. Гонки за модным интерьером я среди заказчиков вообще не наблюдаю.

Кстати, в нашем профессиональном сообществе не утихают споры, что главенствует - интерьеры вне времени или на пике моды. Истина где-то посредине - нужен разумный баланс между традиционными приемами и свежими решениями.

Отвечая на вторую часть вашего вопроса, отмечу, что меня вдохновляет русская старина - это живой источник новых идей, возможностей, очень органичный и самобытный. Я стремлюсь работать в разнообразных стилях, однако не люблю стерильный минимализм и нарочито вычурную классику, что-то “богаческое”…

- Давайте подробнее обсудим, какие смыслы заложены в представлении о “русском стиле”. Что это? Путешествуя по России замечаешь, что в регионах сейчас многие домохозяева стараются отойти от стандартного внешнего вида своих домов. Появляются необычные наличники, какие-то детали под старину. Мы говорим о таких элементах? 

- Меня привлекает российский культурный код, местный, национальный колорит. Я в этом нашла себя, даже наш семейный дом я оформила в таком стиле, с камином из Гжели и ковкой из местной кузнечной мастерской. Мне хотелось бы, чтобы строилось и восстанавливалось больше таких частных домов, а также мини- отелей, гостевых домов для туристов, где есть атмосфера настоящего русского дома. Это не значит, что нужно отрываться от современности, полностью погружаться в старину, превращать свое жилье в музей. Например, в 2022 году мы создали милый моему сердцу проект необычного дома, который я называю “Сказочный домик в Суздале”. Он расположен во Владимирской области, в селе Крапивье, на окраине Суздаля. Сам дом старинный, построен из кирпича, произведенного на местном заводе - то есть, это уникальный материал с историей. Домик крошечный, но в замечательном историческом месте. Мои заказчики, новые хозяева дома, к началу нашего проекта уже добавили к старой кирпичной основе деревянные пристройки. Меня позвали для разработки интерьера дома и крыльца в старинном русском стиле, как принято в этих краях, а также попросили взять на себя управление проектом для его скорейшего завершения.

CHE01048.jpg

Фото дома в Крапивье (фотограф Виктор Чернышов, стилист съемки Светлана Ильина)

В Суздале я также работала с другим проектом - это жилой купеческий дом, в котором планировалось сделать культурный центр для туристов и местных жителей, чтобы проводить обучающие программы, выставки, экскурсии и тому подобное.

Поскольку Суздаль - объект культурного наследия, то там бережное отношение к исторической застройке: нельзя снести старинное строение и поставить на этом месте новодел. Мы все сохранили в исходном виде, фасады привели в порядок. Рядом с традиционной изразцовой печкой спроектировали современные светильники, предусмотрели разные сценарии использования пространства - и оно “заиграло”.  К сожалению, владелец приостановил работы, но сейчас дом можно приобрести вместе с готовым проектом!

- То есть, грамотный симбиоз старины и современности позволяет, сохранив все лучшее, создать новое актуальное пространство?

- Безусловно! Как пример, опыт французских архитекторов, которые умеют оформлять квартиры в Париже, эклектично соединяя элементы прошлого и современность. Они сохраняют историческую основу - лепнину, старинные двери, но наполняют пространство современной мебелью, которую подбирают в разных стилях.

CHE01303-HDR.jpg

В дизайне, как и в других сферах, сейчас актуален апсайклинг, то есть превращение старых предметов мебели во что-то более актуальное и функциональное. Для такой переделки не обязательно брать антиквариат. Можно красиво осовременить и совершенно обычные предметы - старые стулья, столы, кушетки. Вообще сейчас входит в моду осознанное потребление - не выбрасывать пригодную вещь, а давать ей вторую жизнь. В этом есть и экологический аспект. 

- Согласна, но важно и чтобы цена была доступная. Пока у нас красота - это дорого. Вы знаете, как при оптимальных затратах найти способы воплощения фантазии?

- Да. Для дома в Крапивье мы использовали много предметов и материалов российского производства, например, люстры из Гусь-Хрустального. Декоративные гипсовые панели для печи сделал местный мастер. По периметру мне нужны были лепные карнизы - я нашла российскую компанию «Дикарт», которая на своем серийном производстве также делает отделку из гипса. Кровать сделал своими руками местный кузнец. Посуду поставили из коллекции «Дымов керамика». 

3image-25.png

- Думаете у таких мастеров большие перспективы? 

- Думаю, да. Из недавних впечатлений - моя поездка в Объединенные Арабские Эмираты. Я была там на выставке Арт-Дубай и посетила в Шардже биеннале современного искусства. Там меня поразили идеи соединения современного дизайна и народных ремесел. Например, их традиционное ремесло плетения из пальмовых листьев. Для этого подбираются пары из мастера-ремесленника и молодого творческого дизайнера, которые совместно создают современные и стильные предметы в технике древнего ремесла. Это, кстати, отличный вариант заработка для местных женщин. Такие предметы ручной работы продаются за весьма немалые деньги. Мне кажется, что этот опыт можно было бы и у нас шире применять, развивать творческую мысль современных дизайнеров на базе исконно-русских ремесел. 

Cam1-SummerKitch-1800.jpg

Надо понимать, что русский стиль - это не только купола, Гжель, Хохлома и кружева… Я думаю, что в современное представление о русском стиле также входят и элементы советского стиля, и дворянская усадьба.

- Как в прозе Чехова и Куприна? Да, сразу возникает образ старинного дома, большой веранды: самовара на столе, изразцовой печи и полевых цветов в фарфоровой вазе. 

- Разве это не прекрасно?! Я думаю, что у таких проектов с “русским духом” очень большие перспективы. Я нашла курс по русским интерьерам для дипломированных дизайнеров в школе “Детали” и собираюсь туда пойти учиться. Было бы здорово, если бы появлялось больше возможностей для получения информации и обучения по этой теме.

CHE01116-HDR.jpg

- Давайте вернемся к малым городам и русским традициям. Если самобытность будет у нас расцветать - это же вклад в развитие культуры. Ведь есть государственная программа по восстановлению исторических зданий, предполагающая за условный взнос передавать их на конкурсной основе тем владельцам, кто возьмет на себя расходы по их восстановлению. Архитектурные проекты также отбираются на конкурсной основе авторитетной комиссией, чтобы сохранить исторический облик города.

- Если нравится русский стиль - зачем  ограничиваться старыми домами? Меня заказчики находят в интернете по хештегу “русский стиль”. Оказывается, таких исполнителей очень мало, а спрос есть. Новые или старые дома, отели и рестораны, жилые пространства, культурные центры – все это простор для применения русского стиля. Думаю, что и в деле развития внутреннего туризма это востребовано, но пока не освоено. Отдых в комфортабельном отеле, правильно оформленном в национальном стиле, где вся обстановка “разговаривает” с вами через культурный код - это неизгладимые впечатления и диалог с нашей самобытной культурой. 





Здоровый свет